Решающее изобретение, революционизировавшее фотомеханику и открывшее широчайший доступ тоновой фоторепродукции в массовую печать, было сделано лишь в 1880-х гг., когда немецкий гравер Г. Мейзенбах впервые применил растр — мельчайшую сетку, разбивающую при пересъемке оригинала изображение на регулярно расположенные точки, размеры которых соответствуют градациям тона.
Цинкографское клише, выполненное с применением растра (эту технику стали называть автотипией), на многие десятилетия оказалось наиболее распространенным видом фотомеханической репродукции. С ней пришла в книгу характерная новая фактура изображения — серовато-зернистая с плавными переходами тонов, достаточно близко передающими еще более слитную поверхность фотографии, а также и любых других тоновых оригиналов. Многочисленные дальнейшие изобретения и усовершенствования уже на рубеже веков и в начале нашего столетия обогащали возможности введения фотоизображения в книгу, делали его одним из главных ее формообразующих элементов.
С широким применением фототехники были, вслед за высокой, механизированы глубокая и плоская печать, появилась многоцветная фотомеханическая репродукция. Во многих полиграфических процессах фототехника стала необходимым посредником в воспроизведении не только изображений, но и текстов. Ее экспансия изменила зримый облик книги новейшего времени, диктовала новые пропорции, иную, чем прежде, композицию разворотов. Но влияние ее было еще более глубоким. Она несла с собой новые представления о достоверности, документальности, факсимильности книжной иллюстрации, создавала новые формы иллюстрирования и визуального повествования, определяла дальнейшую визуализацию книги, открывая пути прямого отображения в ней многообразия зримого мира.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.