Многоплановая и сложная эволюция книжной культуры

Многоплановая и сложная эволюция книжной культуры наших дней порождает порой ветви, расходящиеся чрезвычайно далеко, контрастные, как будто даже взаимоисключающие. У них могут быть противоположные издательские принципы и эстетические установки, несопоставимое техническое оснащение — ультрасовременное или демонстративно архаическое. Так, в мире миллионных тиражей вновь заявила о себе рукодельно-кустарная, мало- и микротиражная (а то и попросту уникальная) «авторская» книга.

И это не только драгоценные художественные издания типа французской «livre d’art», предпринимаемые все-таки специальными издательствами с помощью совершенной типографской техники и специалистов наивысшей квалификации. Речь идет об опытах в техническом отношении гораздо более скромных, но нередко отчаянно смелых в разрушении привычных канонов, о созданиях художников-одиночек, предпринимаемых на свой страх и риск. Вручную или с помощью компьютера, иногда — на офортном или литографском станке изготовляются в двух-трех десятках (реже сотнях) экземпляров своеобразные брошюрки, свитки, «гармошки» или как-нибудь еще более сложно и вычурно организованные и сфальцованные, иногда — вырезные или прорезные печатно-бумажные формы.

Не только из бумаги, но и из различных иных материалов (например, из дерева) делаются в единственном числе перелистываемые (и, значит, тоже ориентированные на «книжность») фантастические объекты с не всегда внятными изображениями, знаками, формами. Текст, если он есть, часто собственный, в иных случаях его нет вообще.

Добавить комментарий