Начало X-XIV век в корейском искусстве

В X—XII веках широкое распространение получили также небольшие бронзовые и глиняные статуи буддийских божеств для домашних алтарей. В это же время в Корее появляются многочисленные статуи наханов (архатов)—апостолов буддизма, для которых при монастырях сооружались особые павильоны, где размещали сотни статуй, различавшихся позами, атрибутами и выражением лиц, порой решенных реалистически и живо. О специфике этого вида скульптуры можно судить по замечательной голове архата XII—XIII веков 17. Она выразительна и своей реалистической трактовкой напоминает портрет монаха со старческими обвислыми щеками и широко открытыми глазами.

В период Корё редко высекались монументальные каменные статуи и рельефы на скалах, они уже не имели прежнего значения. Но для погребений правителей продолжали изготовлять традиционные каменные фигуры воинов, чиновников, а также фигуры животных, как упомянутые выше статуи у погребения Конмин-вана.

Статуя стоящего божества Мирык-посаль (Майтрейи)18 сложена из отдельных каменных глыб и увенчана двухъярусным навершием

из огромных прямоугольных блоков над головой божества, непропорционально большой по сравнению с обобщенно решенной при земистой фигурой. Эту статую можно рассматривать, скорее, как работу ремесленного мастера: она поражает лишь своей грандиозностью, заставляя предполагать, какого огромного труда и сил по требовалось от создавших ее мастеров и каменотесов.

ЖИВОПИСЬ

О существовании и дальнейшем развитии в период государства Корё стенописи и станковой живописи свидетельствуют лишь отдельные произведения, случайно уцелевшие в тяжелые годы нашествий, когда погибло множество дворцов и храмов, украшенных живописью и скульптурой.

Краткие сведения о художниках Кореи, работавших в X —XIV веках, дошли только в письменных источниках. Стенопись, существовавшая в буддийских храмах того времени, почти вся погибла, и только несколько отдельных композиций плохой сохранности в храмовых павильонах и погребениях знати в селении Сурагамдон в уезде Кэпхун могут дать представление о ее характере. К наиболее значительным произведениям храмовой стенописи XIII века относится большая композиция на стенах павильона Ёнсаджон, возвышающегося на скале близ монастыря Хэйнса в уезде Хапчхон провинции Сев. Кёнсан.

Богатство живописных приемов, линеарная выразительность рисунка, построенного на плавных, как бы струящихся линиях, и утонченная разработка деталей позволяют предполагать, что в создании этой стенописи участвовал крупный мастер монументального стиля.

Многофигурная композиция с изображением будды, сидящего в окружении бодхисаттв и других божеств, по своему построению напоминает картины рая в пещерном храме Цяньфодунь в Дуньхуане, но здесь она более динамична и с большой выразительностью передает глубокую сосредоточенность божеств и их внутреннее состояние.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *