Изображения буддийских божеств, исполненные в 1379 году на деревянных стенах интерьера павильона Чосаджен в монастыре Пу-сокса, также могут дать, несмотря на свою плохую сохранность, пред
ставление об общем характере стенописи, существовавшей в поздний период Корё.
В сцене четырех хранителей буддизма (сачхонван) и бодхи-саттвы Кваным (Авалокитешвара) более всего привлекает общий декоративный строй, основанный на цветовом звучании контрастных сочетаний киновари, золотистых охристых оттенков и голубого фона. Цветовой эффект усилен выделением белых пятен лиц, рук и отдельных деталей костюма. Написанные густыми красками и тракто-нанные в условной плоскостной манере, фигуры воинов-хранителей, стоящих с поднятыми мечами и попирающих ногами демонов, очень икспрессивны. В жестах рук, в развевающихся одеждах можно видеть стремление художника к отходу от статики в сторону большей динамичности.
Как противопоставление несколько беспокойным фигурам воинов—хранителей храма, образ бодхисаттвы Кваным проникнут эпическим величием и ощущением глубокого внутреннего покоя. Божество стоит со сложенными у пояса руками, скрытыми в пышных рукавах, спускающихся ниже колен. Декоративность достигается чередованием розовых тонов одежды, контрастирующих с темно-голубым фоном. К сожалению, изображение Кваным сильно пострадало от сырости и отдельные детали его почти не видны.
Живопись на шелке и бумаге в форме вертикальных свитков, служивших для украшения стен парадных комнат, и горизонтальных для рассматривания на столе развивалась, как и в Китае, главным образом в кругах феодальной знати. В сохранившихся кратких письменных сведениях о художниках периода Корё указывается, что некоторые из них получали почетные звания и различные придворные титулы. Наиболее известным живописцем в XII веке был Ли Ён, учившийся в Китае, но произведения его не сохранились. В Национальном музее Кореи в Сеуле находятся два свитка живописи, исполненные правителем Конмин-ваном, который, как и многие художники, имел несколько псевдонимов, два из них—Иджэи Иктан. Оба его свитка, «Охота в горах Чхонсан» и «Охота в горах Ымсан», посвящены сценам придворной охоты. Конмин-ван следовал в своем творчестве традициям мастеров Китая XIV века и писал тонким графичным стилем. В Сеуле находился также один из написанных им с большим мастерством мужских портретов. Конмин-ван достиг известности и как художник монументальных композиций. Сохра
нились сведения о талантливом художнике, крупном поэте и ученом XIV века Ли Джехёне (1287—1367)—псевдоним Икчэ из Кёнджу. По своей манере письма он был близок к китайским мастерам конца XIII века с их лиричностью и романтическим восприятием природы
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.