Начало X-XIV век в корейском искусстве

В XI веке появляются первые гравюры, которые первоначально служили иллюстрациями буддийских книг. Священные буддийские сутры украшались также миниатюрной живописью золотой тушью по темному фону бумаги. Эти краткие сведения не могут дать пол ного представления о состоянии живописи периода Корё, но все же они позволяют говорить о ее значительных достижениях.

К Е Р AM И К А

Среди различных видов декоративно-прикладного искусства не риода Корё большого художественного расцвета и высокой культуры производства достигла керамика, отражавшая общий расцвет худо жественной культуры после объединения страны, когда с огромной силой проявились творческие силы народа. И не является преувеличением, что многие исследователи искусства Кореи по праву считают ее лучшей в мире. Изделия керамистов X —XIV веков восхищают чувством гармонии форм и декора, пластичностью и колористической тонкостью нюансов глазури.

Созданная народом как простая принадлежность обихода, керамика Кореи с древности славилась совершенством пропорций, четкостью силуэта и плавностью линий. Уже в VIII веке, в период Силла, когда керамисты пользовались лишь примитивными средствами декора, их сосуды отличались особой выразительностью благодаря строгой архитектонике форм. Лучшие художественные традиции мастеров Силла были унаследованы и развиты керамистами государства Корё, их искусство высоко ценилось современниками не только в своей стране, но вызывало восхищение и в Китае, где, как известно, в X — XIII веках производство керамики стояло на большой высоте 1;).

Сосуды Юэяо (провинция Чжэцзян)^’ давно были известны корейским мастерам, и можно полагать, что в X —XIII веках в Корее существовал широкий обмен керамическими изделиями с Китаем. Ввозились тонкие белые фарфоровые сосуды из Динчжоу, зеленоватосерые сосуды Лунцюаня из провинции Хэнань, получившие позднее в странах Европы название «селадон», голубые из Юэчжоу и отли-

мающие особым блеском глазури черные чаши для чая из южного Китая. Все эти изделия давали возможность керамистам изучать как формы сосудов, так и отдельные технические приемы и вызывали не только простое подражание, но и стремление к творческим поискам, более отвечающим собственным эстетическим нормам.

Благодаря близкому морскому пути через Желтое море тесные связи в этот период установились с китайским портом Нинбо в про-иинции Чжэцзян, вокруг которого существовали керамические печи, где обжигали редкие изделия Юэчжоу, попадавшие в Корею. Но был обратный процесс: корейская керамика XI—XII веков также выводилась в Китай, где пользовалась успехом в узких аристократических кругах20.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Добавить комментарий