Начало X-XIV век в корейском искусстве

Низкая кольцевая ножка и основание сосудов в корейских селадонах обычно скрыты под глазурью. На основаниях часто видны отметки от подставок, служивших при обжиге, а иногда следы песка. Редкие изделия на дне имеют марки. Большинство ранних селадонов Корё были открыты в погребениях корейской знати, почти все они не имели какого-либо ритуального назначения и помещались около усопшего как бытовая утварь, необходимая ему, по верованиям того времени, в загробной жизни.

Первые корейские селадоны часто изготовлялись без декора и восхищали ценителей лишь гармонией линий и цвета. О таком виде

изделий дают представление пять плоских чаш, хранящихся в Национальном музее Кореи в Сеуле, и сосуд для вина из Музея дворца 'Токсугун, оригинальная форма которого напоминает молоток для лощения бумаги. Эти простые, но вместе с тем изысканные изделия исполнены с большим мастерством и художественным вкусом. Наиболее распространенными мотивами декора селадонов XI —XII веков (шли искусно вырезанные или вытисненные в легком рельефе цветы пиона—символа богатства и процветания, ветки или стволы бамбука, виноградные лозы, рыбки в волнах, лотосы и другие формы, изятые из окружающей природы. Из Китая было воспринято изображение детей, играющих среди виноградных лоз, заимствованное н свою очередь мастерами периода Тан из эллинистических мотивов с купидонами.

Большое значение в декоре селадонов Корё получил лотос, олицетворявший, согласно учению буддистов, душевную чистоту человека, познавшего буддизм и живущего среди человеческих страстей и пороков, подобно белоснежному цветку, расцветающему среди тины в мутной воде. Буддизм вообще оказывал значительное влияние на производство керамики, так как многие изделия служили для различных храмовых церемоний, в которых принимала участие и феодальная знать. Кроме того, потребителями дорогих сосудов было знатное монашество из богатых буддийских монастырей, тонкие ценители церемониального чая и принадлежностей для чаепития.

Светская придворная знать в своем большинстве принадлежала к буддийской секте Сон и также предъявляла требования к тематике декора, отвечавшего пантеистическому миросозерцанию. Учитывая запросы главных потребителей, мастера создавали чаши для чая, украшенные лепестками лотоса, искусно расположенными в виде спирали внутри чаши или по наружному борту, сосуды для воды, служившие для добавления ее в тушь и украшавшие рабочие столы ученых, в форме бутона лотоса; вазы, на округлой поверхности которых листья и цветы лотосов сплетались в сложный узор.

В XI—XII веках в декоре селадонов преобладала техника подгла-зурной резьбы, производившаяся при помощи тонких острых или тупых инструментов, что позволяло разнообразить линейный узор и выделять в нем отдельные места рисунка. Блестящим примером такой техники может служить широкая низкая чаша XI—XII веков с изображением на ее внутренней поверхности цветка лотоса с побе

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Добавить комментарий