гами и большим листом в нижней части композиции, графичный узор которой тонко проработан и хорошо сочетается со слегка изогнутой поверхностью чаши. Среди изделий с резным подглазурным узором выделяется тонкостью декора большая ваза типа мэбён в форме балясины25. Вся ее поверхность покрыта резным узором из цветов, завитков и листьев лотоса, которые как бы оплетают вазу, гармонично сливаясь с ее мягкой округлой формой.
В XI —XII веках помимо резного декора получило развитие тиснение узора в легком рельефе при помощи особых форм—штампов, что создавало игру света на поверхности изделий благодаря тонко наложенной глазури. Сосудов с рельефным узором сохранилось немного, и среди них, как наиболее высокую по мастерству, можно выделить чашу XI —XII веков26, ее низкая коническая форма с едва заметными выемками по борту напоминает распустившийся цветок. Внутри мотив пейзажного характера искусно вытиснен на плавно расходящихся краях чаши и в углублении дна. По краям чаши среди лотосов и стволов бамбука видны гуси и утки, а также играющие на берегу пруда мальчики, символизирующие пожелание большого мужского потомства. В углубление дна хорошо вписана резвящаяся в волнах рыбка. Сюжет декоративен и великолепно исполнен мастером.
Третьим и наиболее значительным периодом в развитии керамики Корё считается XII век, когда в стране после изгнания киданей установился мир и благодаря развитию сельского хозяйства, расширению торговли и ремесла в государстве была восстановлена экономика. Значительный подъем наблюдался и во всех видах искусства, но особенно высокого расцвета достигла керамика; в ней творческий гений народа проявился с особой силой. В изделиях керамистов этого времени можно видеть постоянные поиски нового, глубокое понимание материала, самодовлеющей красоты самих форм сосудов с тонко отформованным черепком и нежным цветом глазури. Огромный технический опыт, воспринятый от мастеров Силла и Китая, позволил керамистам Корё и в XII веке создать исключительные по своему художественному качеству изделия.
В XII веке богатая феодальная знать во главе с правителем Ыйджоном (1146 — 1170) вела паразитический образ жизни. Сооружались многочисленные дворцы для правителя (вана) и его окружающих, на их строительство сгоняли голодное население. Огром-
in>ie средства, награбленные у народа, тратились также на празднества. Жестокая эксплуатация разоряла крестьян и в конце XII века привела их к восстаниям против феодальной знати27.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.