Зрелость мастерства керамистов Кореи, их глубокие знания особых свойств материала и понимание гармонии цветовых соотношений ни в чем не проявились с такой убедительностью, как в селадонах, украшенных инкрустацией цветными глинами. Эта техника, известная под названием сангам, была изобретена в Корее и получила в XII —XIII веках широкое распространение. Существует предположение, что первоначально она возникла как подражание насечке проволокой по металлу, которой славились корейские мастера. Возможно также, что техника сангам произошла от подражания лакам с инкрустацией перламутром, которые с конца X века создавались в придворных мастерских. На сходство сосудов сангам с лаками указывает и общность декоративных мотивов: пионы, хризантемы, журавли в облаках, бамбук, утки, плывущие под ивами, виноградные лозы, гранаты —все эти поэтичные образы природы постоянно встречаются в керамических и лаковых изделиях того времени.
Ни имени изобретателя техники сангам, ни точной даты ее появления в государстве Корё не сохранилось. Первые два сосуда с инкрустацией, открытые в погребении 1159 года правителя Ыйджона, показывают уже вполне сложившуюся высокую технику исполнения. Вместе с тем китайский путешественник Сюй Цзин, как известно, посетивший Корею в 1124 году, ничего не сообщает в своих записях о керамике с декором сангам, что, несомненно, указывает на ее более позднее появление и дает возможность считать началом произ
водства керамики сангам период небольшого промежутка времени между этими двумя датами.
Техника сангам очень сложна и требует от мастера большого опыта и знаний. По своему составу керамическая масса этих изделий очень близка к фарфору, так как содержит большое количество каолина, что дает возможность производить обжиг при высокой температуре. После того как на гончарном круге или путем формования и лепки создавалась желаемая форма изделия, его оставляли высыхать на воздухе до состояния определенной сухости, которая на языке специалистов получила образное название «твердость кожи». На высохшее изделие наносился острым инструментом узор для инкрустации. В некоторых изделиях рисунок выполнялся при помощи штампов, но этот способ употребляли редко. Углубления и линии в глине заполнялись при помощи кисти жидкими глинами (барботином) белого и красновато-коричневого цвета, который после обжига становился черным. По удалении излишков глины в углублениях изделие обжигалось при температуре 1200°, и главным образом зимой, когда дуют юго-западные ветры, поддерживая тягу в специальных, ориентированных на это направление печах, существовавших в провинциях Южн. Чолла, Сев. Чолла, уезде Ый-сонхва (провинция Сев. Хванхэ), а также южнее Кэсона.
ask question
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.