Начало X-XIV век в корейском искусстве

Любовь корейских мастеров к нежным колористическим соотношениям особенно проявилась в сосуде для разбрызгивания воды в форме ритуального сосуда кундика—типа, заимствованного из Индии 32. Исполненный техникой сангам пейзаж с изображением пары мандариновых уток, плавающих среди лотосов и тростников под свисающими ветвями ивы, выступает под голубовато-серебристой глазурью, которая, смягчая белизну рисунка, придает особую изысканность и цельность всей композиции. И здесь содержание декора можно понять через ряд представлений, обычных для искусства Дальнего Востока, так как образы мандариновых уток символизируют супружескую верность, а фестоны на оплечье—головки жезла жуй—символ успеха, тоже служат благопожеланием. Можно предположить, что сосуд предназначался для свадебного подарка и украшал парадную комнату знатных супругов.

В XII веке в быту знати широкое распространение получили винные сосуды своеобразной формы в виде дольчатой тыквы, украшенные инкрустацией. К числу подобных изделий относится сосуд для вина из собрания Государственного музея искусства народов Востока (Москва). Массивная дольчатая форма со слегка выступающими гра

нями сужается кверху, а высокий изогнутый носик и петлеобразная ручка не нарушают его спокойных, плавных линий. По шести граням сосуд украшен узором в виде черных извивающихся стеблей с листьями и мелкими белыми цветами хризантем, которые в Корее символизируют спокойствие и душевную ясность. Цветы и стебли хорошо выделяются под глазурью красивого голубовато-опалового оттенка, получившего название «осеннее небо Кореи», а вертикальная композиция узора, подчеркивая удлиненность сосуда, выявляет гармоничное соотношение формы и декора. Как обычно, символика узора отвечает назначению вещи — сосуда, предназначенного для интимного вечера с другом, когда отступают мирские заботы и душевное спокойствие позволяет вести дружескую, теплую беседу.

Чаши, блюда, сосуды для вина типа сангам украшали столы богатых пиршеств во дворцах, где царила роскошь, и ценились в Корее дороже серебряных. Представление о таких сосудах дает чаша для трапезы из собрания Г осу дарственного музея искусства народов Востока, богато украшенная на внутренней стороне изображением летящих среди облаков и цветов лотоса волшебных птиц рая с длинными, развевающимися хвостами. Над ними в верхнем поясе чаши представлены белые журавли. С наружной стороны не менее искусно передана картина бушующих морских волн, над которыми в стремительном полете несутся извивающиеся драконы. Обе стороны чаши, совершенные по рисунку, пронизанные динамикой и строгим ритмом фигур, объединены мягкостью теплых светло-зеленых тонов. Вкрапление белых пятен и черных линий рисунка, приглушенных глазурью, не нарушает общей цветовой гармонии этого богатого декора. Изысканный вкус и сохранение художественных традиций позволили мастерам керамики сангам создавать подобные композиции, полные символической значимости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *