Начало X-XIV век в корейском искусстве

открыто их предшественниками. В селадонах позднего периода Корё росписи теряют лаконизм и прежнюю выразительность. Рисунки усложняются и часто заимствуются мастерами из декора других иидов прикладного искусства. На оплечьях ваз появляются фестончики-ламбрекены с множеством мелких точек, напоминающие узоры шелковых тканей и вышивок. К этому времени относится появление новых мотивов в корейской керамике в виде пары рыб —символа супружеского счастья, чаще встречается изображение фестончатой головки жезла жуй как олицетворения пожелания успеха и благополучия, мелких цветов в медальонах и других мотивов, проникших ин Китая благодаря усилившимся связям в период правления монгольской династии Юань. В композиции пейзажей на вазах XII —XIV исков появляется подражание инкрустации перламутром по лакам.

Как уже подчеркивалось, селадоны Корё изготовлялись главным образом для аристократии и богатых буддийских монастырей; эти изделия находят в могилах правителей и феодальной знати. Для узких кругов керамистами создавались многочисленные изделия разнообразного бытового и ритуального назначения, отвечавшие утонченным вкусам, и часто в керамические мастерские привлекались известные художники, принимавшие непосредственное участие в создании новых форм и декора.

Увлеченность красотой глазури, ее тончайшие нюансы рафинировались опытными корейскими мастерами. Красоту глазури воспевали не только в Корее, но и в Китае, отмечая в поэмах ее неповторимый цвет. Эта восхищенность присуща всему периоду керамики Корё. Но в то же время в стране создавались и другие ее виды, также достигшие высокого художественного качества. Производилась керамика с черной, коричневой, белой, зеленой (трех оттенков) и бирюзовой глазурями, а также мраморная и лакированная керамика. Особой чистотой цвета славилась бирюзовая глазурь пхурын-ханыль (голубое небо), получавшаяся от расплава продуктов железистых соединений при 800 — 1000 градусах. Изделия XII —XIV веков, покрытые густой глазурью черного цвета (так называемое «черное Корё»), исследователями корейской керамики разделяются на три основных типа. К первому относятся сосуды с твердым серым черепком, покрытые ангобом с большим содержанием железа и глазурью селадон, что создает зеленоватый оттенок. Редкие сосуды такого типа, открытые в погребениях, обычно исполнены без де-

кора либо украшены резьбой и подглазурной росписью изыскан ной белой глиной.

Представление об этом виде керамики дает уникальная черная ваза типа мэбён XIII века (из собрания Национального музея Кореи в Сеуле) с резным узором из белых листьев, написанных широкой кистью белой жидкой глиной по ангобу с примесью железа, смешанного с золой и покрытого прозрачной селадоновой глазурью. Использованием цветового контраста достигнута особая выразитель ность рисунка этой вазы34.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Добавить комментарий