Начало X-XIV век в корейском искусстве

Изделия второго типа отличаются от первого матовым густым цветом черной или серовато-черной глазури, с большим содержанием окиси железа. Глазурь накладывалась непосредственно на серый черепок без добавления селадоновой глазури. Сосуды этого типа встречаются чаще первого. К третьему виду черной Корё принадлежа т изделия с красновато-коричневой глазурью, орнаментированные процарапанным узором, заполненным белым ангобом. Эти сосуды наибо лее часто встречаются в погребениях и по своему характеру напоминают китайские из мастерских Цычжоу с процарапанным узором XIII—XIV веков. Черная глазурь иногда сочеталась с коричневыми небрежно наложенными мазками, что создавало особый художественный эффект на блестящей поверхности сосуда.

Не менее значительной по своим художественным качествам была и белая керамика периода Корё, которая хотя и редко, но все же встречается в погребениях корейской знати. Первоначально многие исследователи принимали ее за китайскую керамику типа байдин из Динчжоу, которая тоже встречается в корейских погребениях. И только находки белых фарфоровых черепков около старых печей, открытых в уезде Пуан на юго-западном побережье полуострова, где создавались и изделия сангам высшего качества, а также находки у печи в Танджонни провинции Кёнги, обнаруженные в 1964 году, явились ярким свидетельством существования в Корее уже в первой половине XII века белого фарфора.

В странах Дальнего Востока не принята такая классификация керамики, как в Европе, где различают каменную массу, фаянс и фарфор. В Китае и Корее главными определителями качества керамических изделий всегда были их формы, техника декора и состав глазури. Поэтому начало производства фарфора в Корее не было крупным открытием как для керамистов, так и для знатных потре-

(жтелей этих изделий. Судя по отдельным находкам, еще в X веке к Корее изготовлялись фарфоровидные сосуды, керамическая масса которых постепенно улучшалась, и от этих изделий с примесью каолина переход к фарфору произошел незаметно.

Фарфоровидные вазы и блюда, покрытые кремовато-белой глазурью в подражание китайскому фарфору, высоко ценились в кругах феодальной знати. Ранний фарфор Корё XII века действительно первоначально напоминал тонкостенные белые китайские сосуды (бай-дин) из Динчжоу с тисненым декором и глазурью молочного цвета. Он изготовлялся из мягкой глины и отличался твердым сероватым черепком, покрытым белой просвечивающей глазурью различных оттенков—от опалового и серовато-голубого до кремовато-молочного — с тонкой сеткой трещин краклэ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *