Начало X-XIV век в корейском искусстве

Высокой художественной культуры достигли лаковые изделия периода Корё, прославившиеся разнообразием и богатством декоративных приемов. Известно, что мастера других видов прикладного искусства часто заимствовали отдельные мотивы и сложные композиции лаков. Предполагают, что художественные лаки были известны в Корее уже в начале нашей эры: в округе Лолан корейцы могли познакомиться с великолепными расписными шкатулками, блюдами и чашами китайских мастеров и освоить их производство.

Ранние корейские лаки не сохранились, в погребениях периода объединенного Силла были обнаружены лишь фрагменты лаковых

изделий да гробы, покрытые красным и черным лаком. Но даже эти находки — свидетельство распространения лаков в быту знати уже в VIII —X веках. По-видимому, еще шире было производство художественных лаков в государстве Корё, где пышный образ жизни придворных кругов способствовал созданию разнообразных художественных изделий, служивших украшением дворцов и богатых жилищ. Туалетные шкатулки, ящики для книг и бумаг, коробки для письменных принадлежностей, подносы и блюда—все эти великолепные лаковые изделия с разнообразной орнаментацией хорошо сочетались с убранством парадных комнат46.

Особое распространение в декоре лаков получила техника на джон, внешне напоминающая инкрустацию, впервые изобретенную в VIII —X веках в Китае, где называлась пинто. Этот вид техники состоял из ряда процессов. Первоначально изделие из дерева, обычно соснового, при помощи клея и вареного риса обклеивалось тонкой конопляной тканью и покрывалось черным лаком, который полиро вался мягкой бумагой. После сушки все неровности, образовавшиеся на лаковой поверхности, тщательно сравнивали при помощи состава из воска, вареного риса и грубого лака. После вторичного наложения этого состава вырезанные по рисунку пластинки из перламутра или других материалов прикреплялись на лаковую поверхность при по мощи рыбьего клея и прессовались утюгом.

Следующий процесс состоял в наложении на поверхность изделия нескольких слоев лака, так что перламутровый рисунок исчезал и проявлялся снова только после последовательного шлифования слоев лака угольным порошком из дерева гинко и особым камнем. Работу над изделием заканчивали накладыванием поверх рисунка нескольких прозрачных слоев лака, которые тщательно удалялись с пластинок перламутра после их высыхания, и снова шлифовали углем из дерева гинко, пудрой из мела и маслом сои для придания изделию блеска4?.

Для украшения лаковых изделий широко применялись также про зрачные пластинки из панциря черепахи; с обратной стороны они иногда подкрашивались красной или желтой краской, что создавало особый эффект. Часто для декора использовали золото и другие металлы. Мастера любили воспроизводить сложные композиции орнаментального характера из пластинок перламутра и раковин в сочетании с серебряной или медной проволокой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *