Начало X-XIV век в корейском искусстве

К числу немногих дошедших до нашего времени лаковых изделий государства Корё принадлежит круглая шкатулка для хранения четок (музей Сококан Окура в Токио). Основа этой небольшой шкатулки (дм 12 сж)исполнена из дерева. Декор типа наджон хорошо сохранил псе детали рисунка. Плоская крышка и стороны шкатулки украшены растительными мотивами из мелких пластин перламутра. По своей композиции рисунок на крышке напоминает рисунки бронзовых юркал периода Хань—простотой ритма и гармонией. В центре выделяется крупный санскритский знак —символ будды, окруженный «жемчужинами», вокруг него расположен фестончатый медальон it форме большого восьмилепесткового цветка, внутри которого по-Оеги с листочками из перламутра, извиваясь вокруг цветов, образуют динамичный узор. Остальное пространство, исключая узкий цветочный бордюр по краю крышки, заполнено таким же круглящимся узором из оловянной проволоки в виде извивающихся побегов, на фоне которых выделяются четыре крупных цветка. Борт коробки подчеркнут полосой из крученой медной проволоки. По сторонам а двух поясах проходит тот же узор из извивающихся побегов вокруг цветов. Декор крышки хорошо подчеркивает форму и отвечает назначению вещи. Можно предполагать, что шкатулка была выполнена для какого-нибудь знатного служителя богатого буддийского монастыря, в этот период широко использовались ценные произведения искусства во время проведения торжественных богослужений и и личном быту.

О богатстве декора лаковых изделий свидетельствует и плохо сохранившаяся коробка из Музея дворца Токсугун, предназначавшаяся, как предполагают, для косметики. Мастера применили технику наджон для передачи пейзажной композиции. По сторонам коробки исполнены летящие птицы и плывущие в озере утки, на берегу склоняют ветви ивы. Изображения покрыты слоем черного лака, который просвечивает и позволяет видеть находящийся под ним рисунок из мерцающих частиц раковин и золота. Желая усилить впечатление богатства изделия, мастера сочетали технику наджон с дополнительной росписью золотом. Как и в селадонах XIII века, дополнение росписи золотом говорит об утрате чувства материала, его самодовлеющей красоты. Эти чуждые веяния в декоративном искусстве были связаны с новыми эстетическими запросами промонгольски настроенной придворной знати и монголов-чиновников.

Искусство государства Корё, создававшееся в основном для у:; ких кругов придворной и буддистской аристократии, постепенно yr;i сало. Многие художественные мастерские в этот период прекратили свое существование, а продолжавшие работать уже не могли тво рить, как ранее. В середине XIV века, когда династия Юань в Китае была значительно ослаблена массовыми восстаниями, государство Корё начало вести борьбу за освобождение от чужеземного ига, которая закончилась уже после свержения в 1368 году монгольской династии в Китае. Но и полное освобождение страны не способ ствовало новому подъему культуры и искусства, так как в конце

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *