Одно из характерных сооружений нового стиля периода Корё — стройная, семиярусная каменная пагода монастыря Хонбокса (1368), которая в настоящее время перенесена и стоит г*еред входом в Исторический музей Кореи в Пхеньяне. Пагода возвышается на ступенчатом шестигранном основании, его верхняя часть украшена рельефным венком из лепестков лотоса. Шестигранный низкий столб, выходящий из этого подножия, замыкается выступающей несущей частью карниза, также декорированной лепестками лотоса. Расположенные выше все семь ярусов пагоды, постепенно сокращаясь к вершине, усиливают вертикальность сооружения, а пышное на-вершие в виде почки лотоса венчает пагоду и еще более усиливает ее устремленность кверху. Между ярусами на шести сторонах столба в четырехугольных нишах помещены фигуры сидящих будд, что лишает пагоду прежней строгости. Это же стремление к отходу от суровой простоты архитектурных плоскостей периода Силла можно видеть и в плавном изгибе крыш, углы которых слегка приподняты. Творческая переработка воспринятых традиций отчетливо выступает в других сооружениях этого типа. К числу пагод, в которых сохраняются ритм и тектоничность построек прошлых веков и вместе с тем ощущаются черты' нового, принадлежит пагода монастыря
Кмсимса в Йечхоне в провинции Сев. Кёнсан, сооруженная в 1010 году. Если ее плоские крыши с патчхимами внизу ехце сохраняют строгость ранних пагод Силла, то сама пятиярусная башня, достигающая пятиметровой высоты, уже отличается от прежних большей стройностью силуэта. Восемь рельефных фигур покровителей буддизма, украшающие верхнюю часть ее пьедестала, указывают па победу новых тенденций в архитектуре XI —XII веков.
Еще убедительнее эта направленность к декоративности выступает в формах девятиярусной пагоды XI века, находящейся в горах Одасан провинции Канвон, около монастыря Вольджонса8. Высокая, пнтпадцатиметровая стройная башня в форме октогона расчленена восьмиугольными выступами ярусов и плавной линией скатов со слегка поднятыми углами, украшенными колокольчиками. Ее узкие простые патчхимы едва видны под выступающими крышами. Низкий двойной пьедестал пагоды с рельефными лепестками лотосов—также новая характерная черта культовой архитектуры.
В отличие от других пагод Кореи пагода монастыря Вольджонса завершена высокой железной мачтой в виде ребристого стержня, вырастающего из каменного цветка лотоса и увенчанного выступающим по горизонтали кольцом с подвесными колокольчиками. Пагода по праву считается одним из самых значительных и интересных сооружений средневекового зодчества Кореи. Стройная, устремленная кверху, с ритмично расположенными ярусами и четкой тектоникой основных форм, она в то же время величественна и торжественна.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.