Негативный и позитивный процессы в фотографии

Уже в 1844 г. Ф. Тальбот, изобретатель, разделивший негативный и позитивный процессы в фотографии, издал в Лондоне первую книгу «Карандаш природы», иллюстрированную вклеенными фотоснимками. Такого рода издания, иллюстрированные «натуральными» фотографиями, появлялись и позднее.

Однако техника эта была все-таки слишком сложной и дорогой для массового применения при сколько-нибудь значительных тиражах. Нужны были способы перевода фотографии в печатаемое на обычной бумаге клише. Вначале это делалось ксилографами вручную, точно так же, как воспроизводились в гравюре графические оригиналы.

Уже в 1860-х гг. светочувствительный слой был нанесен прямо на торцовую доску, которая переходила с отпечатанной на ней фотографией в руки гравера. Выполнявшаяся таким образом ксилография получала, разумеется, свою, уже не фотографическую фактуру и попадала в ряд «обычных» гравюр. Между тем это было все-таки фотографическое в своей основе изображение — по композиции и пространственной структуре, по отношениям целого и деталей, по характеру передачи движения, наконец, по своей натурной, документальной основе. Вероятно, зрителями это в большинстве случаев не осознавалось. Но тем сильней оказывалось влияние фотографии на художественные особенности гравюры XIX в. Подобным же образом использовались фотооригиналы, портретные или видовые, и для литографирования.

Тем временем на протяжении второй половины XIX в. велись бесчисленные опыты непосредственного (без участия глаза, руки и инструментов гравера или литографа) превращения фотоизображения в клише для печати. Некоторые из найденных техник (они станут впоследствии называться фотомеханическими) получили более или менее длительное и широкое применение в книге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *