Офорт

В XVI в. Ф. Пармиджанино начинает использовать офорт (по- видимому, им же изобретенный), который лучше, чем жесткий резец, отвечал свободе, легкости, незаконченности его быстрых рисунков («Св. Таида», ок. 1524).

Эта подвижная техника, сочетающая свободный, трепетный штрих с мягкой светотенью, пришлась по руке и многим другим маньеристам. И в будущем офорт станет излюбленным графическим языком мастеров творческой, не репродукционной гравюры. В Италии XVI в. офортом пользуются А. Скьявоне, Пальма Младший, Ф. Бароччи и другие живописцы.

В Германии, вслед за несколькими анонимными мастерами середины XV в. (мастер игральных карт, мастер E. S...), оставивших не лишенные готического манерного изящества плоскостно построенные листы, выдвигается значительный художник М. Шонгау- эр, во многих отношениях — прямой предшественник Дюрера. Сын ювелира, он, видимо, владел резцом с юности, но к гравюре обратился не сразу, а уже будучи живописцем. Можно сказать, что именно он превратил гравюру в большое искусство, обращенное наряду с живописью и скульптурой к драматическим проблемам эпохи. Композиции на евангельские темы, насыщенные действием, переполнены конкретно и резко характеризованными персонажами. Они усложнены, нередко запутаны, многочисленные экспрессивные детали дробят внимание. Лист нужно читать по частям, извлекая из толчеи отдельные эпизоды сюжета.

Угловатый и жесткий язык резца пришелся впору этому мастеру поздней готики, насытил его листы — «Большое несение креста» (ок. 1474), «Успение Марии»
(ок. 1471—1474) и др. экспрессией, превосходящей даже многообразные возможности готической живописи или скульптуры.
Не только лица и жесты, но и изломанные, колючие складки заряжены драматизмом.

домашнее порно скрытая камера

Добавить комментарий