При всей ее экзотичности и маргинальное™, такая книга не должна быть исключена из истории книжного искусства. Она ей принадлежит не только по своему происхождению, но и по своей кровной связи (пусть даже порой через демонстративное отрицание) с проблемами и противоречиями, возникающими в развитии основных, массовых направлений книжного дела, очевидным кризисом которого она и порождена.
И не в этой ли парадоксальной лаборатории может быть отыскано некое новое, более свободное и творческое ощущение книжной, полиграфической формы, неожиданно гибкой и многозначной в руках художника?
Не здесь ли возникнут новые отношения текста с графикой и цветом, пластикой и конструкцией, те еще небывалые возможности художественного синтеза, что со временем обещают освежить и обогатить и обычную — типографскую многотиражную книгу? Примеры тому уже бывали, так как подобные авангардно-магринальные явления на обочине книжного искусства возникают в наши дни не впервые. Очень ранний пример — оригинальное книжно-графическое творчество английского поэта-романтика У. Блейка на рубеже XVIII—XIX вв.
Он делал небольшие книжечки со своими стихами и рисунками в разработанной им самим технике выворотного («выпуклого») офорта. Каллиграфический текст и иллюстрации к нему он наносил на поверхность медной доски кислотоупорным лаком, а затем вытравлял фон. Цвет для печати выбирался не черный, оттиски затем раскрашивались. При некотором влиянии на Блейка образцов линейной классицистической графики общий характер его работ уводит далеко в сторону от книжной культуры того времени.
Скорее он переносил в свою малотиражную форму (книжечки его сохранились в считанных экземплярах) интимную эстетику рукописной тетрадки или альбома. Единый почерк рисования и письма, тесная связь текста с сопровождающим и часто обрамляющим его рисунком, гибкие линии и прозрачные краски — все создает своеобразный сплав изысканного изящества с дилетантизмом. Оцененные лишь десятилетия спустя, эти издания кое в чем предвосхищали тенденции графики прерафаэлитов и вырастающих из нее течений рубежа XX в.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.