Орнаментальная книжная графика стиля модерн

Стиль этот, порожденный сознательным стремлением к целостности, преодолению эклектики, яснее всего проявил себя в декоративной сфере. В искусстве книги он распространился широко, но почти не затронул ее структуру, отразившись главным образом в орнаментах, отчасти в начертании шрифтов, в том числе и наборных, в иллюстрациях, становящихся плоскостными и манерно-линейными, наконец, в характерной асимметрии титульных листов и обложек.

Графике модерна, изобразительной и орнаментальной, свойственна напряженная подвижность гибких или остро ломающихся линий, своевольная изменчивость ритмов, свобода композиции. В орнаменте сильно выражено активное эмоционально-волевое начало, стремление не к рациональности, а к воплощению таинственных духовных сил. Многозначительный, он полон символами этих сил (Мировое Древо, Вечная женственность в образах томных масок с прядями распущенных волос и т.п.). В рисованных шрифтах нарушаются конструкция и пропорции знаков, прямые гнутся, округлые линии выпрямляются, пластика преобладает над конструкцией буквы, строка сливается в ритмически сложную орнаментальную ленту, пренебрегая удобочитаемостью.

Интернациональный по духу, модерн был в некоторых ответвлениях все же окрашен попытками возрождения национального духа, фольклорными, сказочными стилизациями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *