Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

В условиях традиционного хозяйства орнаментированные изделия создавались для личного и домашнего потребления, с целью удовлетворения практических и эстетических запросов. При этом особенно велика и разнообразна роль женщины. Все свободное время она занята пошивом и украшением одежды, обуви, головных уборов и т. д. В традиционной культуре были отработаны механизмы передачи художественных знаний и умений детям, внукам. Матери и бабушки терпеливо прививали своим дочерям и внучкам чувство ритма и гармонии, умение видеть и ощущать в изделиях декоративного искусства, в национальном орнаменте, в цветовом подборе красоту и глубокое художественно-образное содержание.
Традиционный костюм не является чем-то застывшим, он складывался на протяжении веков и непрерывно развивался, изменялся, совершенствовался на всем пути существования народа. На процессе развития народной одежды сказывались как изменения быта народа, его социальной структуры, усло-16
вий существования каждой этносоциальной группы, так и многообразные взаимосвязи и взаимовлияния различных народов. Большинство таких изменений оставляло след в комплексе народного костюма в целом (появление новых видов одежды) или в различных его компонентах — материале, покрое, орнаментации.
Все вышесказанное делает народный костюм также важнейшим источником для изучения происхождения и истории народа, его этнического и социального развития, культурных связей и контактов. На примере хантыйской одежды это хорошо показано в работах Н. Ф. Прытковой (1953, 1970) и Н. В. Лукиной (1985).
Основной функцией хантыйской одежды была, естественно, практическая, и в этом плане она соответствовала природно-климатическим условиям региона, в котором жил народ. Наряду с этим одежда выполняет и ряд других немаловажных функций. Вместе с жилищем, орудиями труда и производственными навыками, пищей и утварью она образует широкую область материальной культуры народа. Защищая человека от нежелательного воздействия природной среды -от холода и жары, от снега, дождя, ветра, она обеспечивает в значительной мере его существование.
Наряду с этой функцией, которую мы условно назовём утилитарной, едва ли не с самого своего появления одежда выполняет еще одну, тесно с ней связанную функцию, которую столь же условно можно назвать дифференцирующей. Она выражает знаковую систему (иногда довольно сложную), позволяющую различать людей по полу и возрасту, по территориальной, этнической, религиозной, социальной принадлежности. У большинства народов различается одежда мужская, женская, детская, девушек на выданье, молодых женщин, старух, стариков, бедных и богатых, одежда, употребляемая во время ритуалов, праздничная и будничная. Все эти признаки перекрещиваются между собой и изменяются сообразно природным и производственным условиям, образуя сложный комплекс народного костюма с его многочисленными вариациями.
Одежда, скрывая тело человека, раскрывает его душу, выражает его вкусы, настроения и подчас даю идеи и как одно
17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *