Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

из функциональных искусств, сливаясь с другими его видами, создает стиль эпохи.
В декоративном искусстве нижнеобских хантов наиболее интересной по конструкции и богатству орнаментики является одежда. Главное внимание уделяется формам, покрою, декоративному оформлению одежды, сшитой из шкур оленя, т.е. меховой.
Конструкция и покрой одежды настолько стабильны, что на протяжении столетий они оставались в основном неизменными. Форма одежды постоянно изменялась, но основные принципы кроя и использование орнаментации были постоянными. Женщина не имела права изменить общепринятый покрой, который передавался от поколения к поколению. Допустимые изменения — в длине, декоративном оформлении и орнаментации — зависели от целого ряда факторов и различались по локальным группам. Большое внимание мастерицы обращали на цветовое соотношение материалов самого изделия и его отделки. С большим вкусом использовались мех различных оттенков, цветное сукно, бисер, ровдуга.
Народное творчество исследуемого региона многообразно и по-своему уникально. Нижнеобские ханты отличаются от более южных групп хантов и соседних народов пошивом и оформлением одежды, подбором цветов ткани, сукна и бисера, Сами ханты, увидев человека в национальной одежде, сразу определяют не только по покрою и шитью, но и по орнаменту — откуда, с какой территории он приехал. Про человека из другого региона говорят, что он па мув хоят ’чужих земель человек'. При анализе одежды и предметов обихода внутри рассматриваемых групп можно также выявить моменты, отличающие, например, куноватский регион от сынского, собс-кой от холуйского и т. д.
Прежде чем обратиться к анализу локальных особенностей, мы даем описание декорируемых изделий в их наиболее общем виде, с указанием тех признаков, которые присущи всем исследуемым группам. Эти общие признаки были выделены автором путем предварительного сравнения по всем категориям декорируемых изделий; например, путем сопоставления признаков всех шуб на всей территории. Графически резуль-
18
таты такого сопоставления изложены в таблицах приложения (№ 1-4).
Хантыйские названия, приводимые в этом общем описании, относятся к шурышкарскому диалекту. Далее, во второй главе рассматриваются локальные особенности, включая и названия, отличающие одну группу от другой.
Традиционная одежда и обувь подразделяются на зимнюю, осенне-весеннюю и летнюю; мужскую, женскую с некоторыми возрастными особенностями у детей; повседневную и праздничную, а у мужчин и культовую.
Мужская одежда у рассматриваемых групп хантов состоит из малицы с навершницей, мехового и суконного гуся, парки, пояса, шапки из ткани или платка (от комаров), обуви и покупного нательного белья.
Зимний комплект состоит из малицы молщан., мехового гуся куващ, парки порха, меховой обуви вай, пояса антоп кел. Осен-не-весенний комплект включает гуся из сукна нуй куващ, замшевую обувь нюки вай, сапоги сопек, шапку от комаров пилка мил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *