Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Ханшан вай (рис. 8). Слово ханшан означает “пёстрый ’, например относительно расцветки оленя; ханшан — олень с пёстрой спиной, ханшан кур — с пёстрыми ногами, вортъю ханшан — белой масти с мелкими чёрными пятнами (см.: Овина С. В., 1998. С. 105-106). Кроме того, ханшан означает “узорчатый*, но только применительно к природному узору, как в случае с оленем (т. е. пёстрый=узорчатый). Рукотворный узор, орнамент, рисунок называется ханшы. Однако обувь под названием ханшан вай украшается не узорами, а рядами полосок вдоль конструктивных швов. Пока неясно, чем вызвано такое несоответствие, и можно лишь предположить, что сочетание множества контрастных по цвету полосок воспринималось как "пестрое". Эту оЬувь часто шьют из однотонных камусов, а при их нехватке комбинируют тёмные полосы со светлыми, что уже является элементом украшения. Союзки делают из белых, реже пёстрых и очень редко чёрных камусов. Как уже отмечалось, ханшан вай украшается большим количеством узких полосок меха, проходящих вдоль конструктивных швов. Вертикальные полоски контрастной расцветки числом 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и длиной во всю обувь вшивают на передке между центральной и боковыми полосами: иногда между ними пропускают кантики сукна. Соответственно оформляются боковые и задняя часть голенища, но полоски там короче. Такое же число полосок пропускают между носком и трапециевидной вставкой.
Обувь с одной полоской называется и пуш ханшан, вай {ипуш один раз'), с двумя — кат пуш ханшан вай (кат пуш 'два раза), с тремя — хулам пуш ханшан вай, с четырьмя — нял пуш ханшан вай, с пятью — вет пуш ханшан вай, с шестью — хут пуш ханшан вай, с семью — лапат пуш ханшан вай. В вертикальный шов на пятке (на союзке) вставляют две полоски сукна (иногда с зубчиками), которые раскладывают на обе стороны.
Эвтом вай (рис. 9, /). Это название гоже требует особых пояснений. Слово эвтом буквально переводится “резаный”,
27
т. е. это — “резаная обувь'5. В отличие от предыдущих вариантов она богато украшается орнаментальными полосами меховой мозаики, которая, как известно, вырезается. Очевидно, по этому признаку и дано название обуви. Полосы меховой мозаики вшивают вдоль всех конструктивных швов, но носок мужской обуви не орнаментируют. Швы узоров выполняют с одинарной полоской сукна и лишь в виде исключения — с двойной. Для мужской обуви шьют сложные орнаменты: нехас 'соболь’, хор оцат 'рога оленя’; и более простые: охеар кущолац ‘лисий локоть*, лов у нал олац ‘уголок рта лошади’, шовар пал 'заячьи уши’’ и т. д. Эвтом вай мужчины надевают в праздники, на свадьбы, при поездках в посёлок или в гости в соседнее стойбище.
Приведённые выше названия, включающие термины ёрн, ур, салтом, ханшап эвтом, и их объяснения, важны для характеристики не только мужской обуви, но и других декорированных, орнаментированных изделий, они используются и далее в работе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *