Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Тупор ‘тоборьГ (рис. 11, 7, 5-6) служили раньше рабочей обувью, но в последнее время стали использоваться в качестве праздничной. По основным чертам кроя их можно отнести к одному типу, в котором выделяются два варианта. То-боры состоят из голенища с высоким (20 см) отрезным носком и подошвы. В голенище шесть камусных полос: две центральные полосы — на передке и сзади — из целого камуса, а по бокам от них более узкие полосы (всего четыре) из разрезанного надвое камуса. Шов между голенищем и носком украшен зубчатой полоской из сукна, иногда простой полоской. Носок — лоиатовидный, подошва у носка круглая, присборенная, загнута на носок.
При этих общих признаках тоборы имеют вариативные различия. Первый вариант: носок цельный, из средней части камуса, подошва из шкуры со лбов оленя (иногда из щёток камусов); в конструктивных швах лишь изредка пропущены полоски сукна. Второй вариант: носок разрезной, из нижней части камуса (гладкошёрстный), подошва обычно из щётки; отделка сукном: в шве на разрезе носка двойные или тройные полоски по всем конструктивным швам, а на передке голенища нередко пучки из полосок сукна длиной около 3 см.
28
С зимней обувью носят меховые чулки — кеш (рис. 11, 2-4), сшитые мехом внутрь; швы выполняются со стороны ворса, как у малицы. На изготовление их идут зимние и летние шкуры взрослого оленя: на голенище-гладкошерстные, а на нижнюю часть (носок) — длинношерстные. Голенище имеет один шов сзади; носок состоит из клина на подъеме с лопатообразным расширением к пальцам, прямоугольного квадрата и подошвы, которая выкраивается так же, как подошва тобора. К устью голенища пришивают ровдужную завязку, которую вместе с завязкой верхней обуви привязывают к поясу или к кольцам, специально пришитым к штанам. Меховые чулки не имеют никаких украшений.
Меховую обувь подвязывают под коленом шерстяными или ровдужными подвязками шашкел. Их обычно покупают у коми-зырян, но в последнее время многие ханты стали сами плести подвязки. Особенно любят подвязки из однотонных нитей — красных, бордовых, оранжевых, реже встречаются изделия из разноцветных нитей.
Традиционная летняя мужская обувь (рис. 12) изготавливается из ровдуги, её названия — нюки вай ‘ровдужная обувь' или луна вай ‘летняя обувь'. Она распространена на всей рассматриваемой территории. Шьют её из прочных тонких шкур (без шерсти) взрослого оленя обычно июньского забоя, когда старая шерсть почти полностью вылиняла, а новая ещё не выросла; её название — лун тахты ‘летняя шкура (оленя)'.
В ровдужное голенище на взъеме вставляют треугольный клин, как у мехового чулка. Подошву кроят так же. как у то-боров, но в носовой части её сильно присборивают сухожильными нитками, а затем пришивают. Для мужской обуви подошву изготовляют из оленьих или лосиных камусов, а также из шкуры со лба оленя; щётки с ног оленя для летней обуви не годились. В литературе такую обувь принято называть поршневидной (Прыткова Н. Ф., 1953. С. 160-161).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *