Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Куноватские ханты говорят на шурышкарском диалекте. Территория проживания этой группы относится к таежной зоне. Население в основном занимается рыболовством, охотой и домашним оленеводством. В настоящее время здесь осталось не более четырехсот оленей в двух оленеводческих бригадах.
По рассказам старожилов, расцвет социальной жизни здесь пришелся на конец XIX — начало XX в., а также на 20 — 30-е гг. нашего века, когда бассейн реки Куноват являлся культурнорелигиозным и торговым центром этого региона как в зимний, так и в летний периоды. Зимой усть-полуйские и собские оленеводы спускались со своими стадами в верховья Полуя, ка-зымские — в верховья реки Казым и ее притоков, надымские — в верховья Надыма и его притока Хейгияхе и Левой Хетте, куноватские — в верховья Куновата, Полуя и Казыма. В верховьях указанных рек встречались оленеводы-ханты, ненцы, коми-зыряне. До настоящего времени сохранилась ненецкая дорога (ёрн юс), по которой с “хзнской стороны'* (западная часть Надымского района) шли на юг, в бассейн реки Куноват, ненцы-оленеводы для торговли, а также для выпаса своих оленей в зимний период. В районах контактов организовывался обмен: мех. готовую одежду, мясо обменивали на рыбные продукты, изделия из дерева (нарты, лодки, лыжи и т.д.), бересты, осоки. В этот
49
период особенно развивались культурные взаимосвязи: организовывались праздники светского и культового характера, поклонялись священным местам, устраивались жертвоприношения. В зимний период оленеводы бассейна реки Собь специально подкочевывали с оленьими стадами на священное место в Jlo-гасъёгане (приток Куновата) для поклонения духам этой земли.
Местное хантыйское население веками смешивалось с обскими, сынскими и казымскими хантами, с сосьвинскими и ля-пинскими манси. Сведения об этом хранятся в народной памяти. Встречи происходили при выездах на Обь, на летние рыбалки. Между указанными этническими группами заключались браки, о чем можно услышать от старшего поколения хантов, а также найти сведения в литературе (Соколова З. П., 1983).
Влияние примыкающих с юга групп хантов, казымских и бе-резовских, сказалось на способах изготовления культовых предметов: священных покрывал, рукавиц, халатов и шапочек, в которые одевались во время медвежьих игрищ. В декоративной отделке берестяной утвари — теусов, люлек — также ощутимо воздействие казымских традиций. Это проявляется как в стремлении к орнаментации указанных предметов, так и в использовании геометрического орнамента в технике выскабливания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *