Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Исключительную ценность представляет альбомная часть издания, которая включает около 500 образцов орнамента; при этом важно, что они представляют различные территории проживания обских угров, в том числе Нижнюю Обь. Большинство нижнеобских мотивов относится к берестяному декору. Среди них встречаются как простые окаймляющие узоры, так и сложные розетки и стилизованные изображения (Taf. XXXVI, 12, 14, XXXVIII, 3, VIII, 2, 4, XXVII, 1-2, 1,3, V, 5, IX, 1 и др.) Приведенные образцы мозаичных узоров на мехе отличает, как правило, сложная конфигурация (Taf. XXIV, 5, XXV, 2, 5, XXVI, 3 и др.). В указанном сочинении впервые дана систематизация накопившегося к тому времени материала.
В статье С. И. Руденко (1914) опубликован погребальный инвентарь из остяцкого могильника возле Обдорска (ныне Салехард), датируемый серединой XIX в. В него вошли изделия, несущие на себе следы орнаментальной обработки: предохранительная дощечка из оленьего рога с резьбой в виде стилизованного изображения, инкрустированные оловом рукояти ножей, металлические отливки и ручка деревянной ложки зооморфной конфигурации, покрытая несложной резьбой (рис. 3, в, с, 6, 13. 14 а, в, 24-25). В другой статье того же автора (Руденко С. И., 1929) находим ценные сведения к вопросу о генезисе и семантике орнамента хантов и манси, их татуировке.
По итогам экспедиции 1909-1910 гг. С. И. Руденко написал статью, вышедшую много позднее на немецком языке (Rudenko S.I., 1970). В ней много внимания уделяется находкам усть-полуйского городка разных периодов: костяным и роговым наконечникам гарпунов, удочкам из тонко отшлифованного оленьего рога (ранний железный век). Материальная культура раннекаменного века характеризуется особой керамикой, определенным комплексом каменных орудий труда и типа жилищ. С. И. Руденко при описании погребального обряда нижнеобских хантов указал конкретные виды одежды, бытовавшие тогда, ягушку (шубу), гусь, меховую обувь.
Широко известны исследования по обско-угорскому орнаменту, выполненные В. Н. Чернецовым. Он обратился к слож-
7
ной проблеме исторического развития традиционного орнамента. Так, уже в статье о ленточном орнаменте, сравнивая мотивы, сходные с угорскими, в предметах из кости, металла и керамики усть-полуйского времени (IV в. до н.э.) на территории проживания современных угров и в более ранних (анд-роновская культура) периодах, автор приходит к выводу об общности как в характере очертания узоров, построенных на прямо или косоугольной сетке, так и в широко представленном принципе обратимости (Чернецов В. Н., 1948).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *