Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Сумка для обуви — вай хир имеет общепринятый крой, вытянута по вертикали. Ее основная часть делается из сукна, дно боковины и устье — из ровдуги. Особенности декорирования этой сумки у пословских хантов, отличающие их от других групп, заключаются в следующем. Центральная часть стенки не орнаментируется, по бокам о г нее проходят две полосы красного сукна, с их внешней стороны и выше центральной части вшивается вырезанный из ровдуги узор. Сверху идет узор ох путах ханши ‘орнамент, напоминающий головьГ, щовар пал ‘заячьи уши*, по бокам — охсар кушолан ‘лисий локоть*, олты нёхас ‘спящий соболь‘.
В Пословском Приобье, как и на Куновате, часто можно встретить берестяные орнаментированные изделия. Это ведра и коробки икал различных форм и размеров (круглые, овальные, подпрямоугольные). Ведра и коробки средних размеров орнаментируются геометрическими мотивами с горизонтальным ритмом. Мотивы включают самые простые узоры: “боре
62
зовам ветка’У’лисий локоть”, “заячьи уши”, "рога оленя". Между полосами орнамента, как и на Куновате, процарапывают узенькую полоску, которой отделяют их друг от друга.
Коробки круглой и квадратной формы орнаментируются по секциям, где в вертикальном ритме выскабливаются несложные геометрические узоры: “лошадиный нос", "крыло чайки”,^"соболь’’/’березовая ветка”,”головки”, ‘кщучьи зубы".
Кроме коробок, встречаются и берестяные люльки с геометрическим узором по всей нижней части. На спинке обязательно присутствует изображение птицы сна — тетерки или глухаря (как и на Куновате). В последнее время берестяные изделия встречаются реже и орнаментация на них обычно отсутствует.
Из вышесказанного можно заключить, что меховую одежду в Послово носят мало, шьют ее по типу сынской, и в отличие от последней очень скромно украшают, используя для шубы несложные орнаменты, часто без прокладки сукна. Покрой и орнаментация те же, что на Куновате.
Мужская одежда и меховая обувь в Пословском Приобье встречаются очень редко, коренное население в настоящее время ходит на рыбалку или на охоту в овчинных тулупах и куртках, купленных в магазинах, в зимний период на ноги часто обувают валенки.
Предметы культового характера встречаются очень редко, так как людей пожилого возраста на этой территории остается немного, а молодежь отошла от традиционного образа жизни и продолжать дело отцов и дедов некому. Медвежьи праздники на этой территории в настоящее время не проводятся.
Таким образом, можно заключить, что в Пословском Приобье, как и в Куноватском, по тем же причинам постепенно идет угасание традиционной культуры. Дети, живущие в крупных населенных пунктах, не знают родного языка, а отсюда и незнание материальной и духовной культуры своего народа.
2.1.3. Река Сыня
Щаня ёх сынские люди* и послан ёх ‘люди с протоки’ живут в бассейне р. Сыня, где расположены п. Овгорт, Ямгорт, Ным-вожгорт, Вытвожгорт, Оволынгорт, Лорогорт, Хорпунгорт.
63

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *