Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Тильтим, Мугорт, Евригорт, Сохомпол. Здесь же кочуют оленеводы Сынского отделения совхоза “Мужевский” (Войкарс-кое Приобье). В настоящее время на Сыне встречаются следующие фамилии: в Евригорте — Лонгортовы, Еприны, Пугорчины. Рохтымовы; в Лорогорте — Вальгамовы; в Тильтиме — Талиги-ны; в Хорпунгорте — Еприны, Пугорчины; в Мугорте — Вальгамовы: в Оволынгорте-Лонгортовы; в Вытвожгорте — Куртямо-вы; в Нымвожгорте — Питласовы; в Ямгорте — Артанзеевы, Пы-рысевы, Контеровы, Куртямовы; в Мотлоре — Куртямовы; в Овгорте встречаются все вышеперечисленные фамилии.
Сынские ханты говорят на шурышкарском диалекте.
Сыня является левым притоком Оби и берет начало в горах Северного Урала. Территория проживания сынских хантов относится к таежной зоне. Население в основном занимается рыболовством {выезжая для этого на Большую Обь), охотой и оленеводством. В настоящее время на Сыне кочуют пять оленеводческих бригад. В каждой бригаде держат примерно до двух тысяч оленей. Сынскии регион является перевалочной базой для оленеводов, откочевывающих с зимних пастбищ в бассейне реки Сыня на летние, на Северный Урал. Часть сынских и обских оленеводов откочевывают со стадами к северу, некоторые доходят до района Воркуты. Оленеводство на Сыне имеет большое значение как в хозяйстве, так и в культурном отношении. В верховьях Сыни среди части малооленных людей было распространено приизбенное оленеводство.
В зимний период сынские оленеводы с предгорий Урала спускаются со своими стадами в леса водораздела Сыни и Ля-пина. Многие кочующие оленеводы, а также жители стационарных поселков издавна роднились с ляпинскими манси; следовательно, те и другие испытывали взаимное влияние. Кроме того, сынские ханты оказывали большое влияние на обских людей, с которыми они встречались в летний период, когда рыбаки выезжали на Обь, и в зимний период, когда оленеводы подходили к водоразделу Сыни и Оби.
В отличие от кунаватских хантов, сынские имеют в своем распоряжении много оленьего меха и могут изготавливать одежду из качественных оленьих шкур. В настоящее время в оленеводческих бригадах работает очень много молодежи, которая с удовольствием носит красивую орнаментированную
64
одежду. Между сынскими и куноватскими рыболовами шел товарообмен: меховую одежду меняли на лодки-долбленки, нарты и др.
В области женского декоративно-прикладного творчества ведущую роль играет изготовление традиционной одежды. Она широко распространена среди сынских хантов, особенно оленеводов (ил. 6, 7). В крупных поселках и в маленьких населенных пунктах основная часть мужского и женского населения предпочитает носить свою национальную одежду.
На Сыне изготовлением одежды занимаются не только пожилые, но и молодые хантыйские женщины. Молодые девушки, приезжая домой на каникулы, с удовольствием ходят в национальных платьях с бисерными нагрудными украшениями, изготовленными собственными руками, создают предметы декоративно-прикладного искусства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *