Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Богатый археологический материал, связанный с активными раскопками на территории проживания обских угров, способствовал дальнейшему изучению вопроса о генезисе орнамента. Так, в работе “Древняя история Нижнего Приобья" (Чернецов В. Н., 1953) он сравнивает штампованные узоры на керамике зеленогорского времени и более позднего (1 тыс. н.э.) периода с узорами, выдавленными штампом на бересте у современных угров, и отмечает не только сходство, но в ряде случаев и полное тождество, обусловленное несомненной преемственностью.
В статьях этнографического характера В. Н. Чернецов подробно раскрывает семантику угорского орнамента.
Значительный вклад в изучение одежды хантов сделан Н. Ф. Прытковой (1953, 1970). Она определила основные принципы использования одежды народов Севера в качестве исторического источника. При выявлении исходных форм, генетических или культурных связей, эволюции типов одежды Н. Ф. Прыткова обращается, в частности, к такому признаку, как расположение украшений. В работе “Одежда хантов’1 она подробно анализирует некоторые виды одежды и предметы быта рассматриваемых нами северных групп. Н. Ф. Прыткова делает вывод, что наряду с глухой одеждой, которую она считает заимствованной у ненцев, у хантов продолжает существовать и своя распашная одежда и что мужская одежда у северных хантов в прошлом была распашной. Интересно ее сообщение о том, что женщины ниже Обдорска носили глухую одежду, как у мужчин. Она описывает мужскую шубу обдорс-ких хантов, ее покрой и использование орнамента. Н. Ф. Прыткова считает, что у северных групп хантов тип меховой обуви
8
заимствован от соседей-ненцев — так же как женские пояса, ложные косы и др. Она анализирует терминологию обдорских хантов, связанную с одеждой, и сравнивает ее с данными по другим группам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *