Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

На Сыне бытуют продолговатые подушки длиной 1.5 м. шириной 40 см (рис. 40, 1). Шьют их из плотной однотонной ткани, иногда используют сукно. Орнаментируют по всей длине, но не сплошным узором, а отдельными блоками — до четырех. Блок представляет собой квадрат, контрастный по цвету с остальными. В него помещают увеличенный в размерах мотив мозаичных орнаментов. Часто с двух сторон располагают одинаковые орнаменты. Края чехлов оформляют крупными зубчиками. Для украшения обычно используют мотивы, которые встречаются на сумках, также замкнутые в квадрат. -это нехас ‘соболь’, охлы нехас ‘соболь без головы' и некоторые орнаменты без названий.
По принципу кроя и орнаментации чехлов для подушек делают покрывала на женскую нарту, но они имеют большие размеры в длину и ширину. Орнамент здесь обычно располагают в несколько ярусов, а иногда только по краям покрывала. Раньше на покрывалах орнамент шили из сукна в технике изготовления мехового орнамента: между узорами прокладывали полоску сукна, а потом шили швом через край. В настоящее время стали использовать аппликативный метод: нашивают вырезанный орнамент на сукно. На покрывалах часто можно увидеть узоры сори тохал ‘крыло чайки, нехас ‘соболь'. охлы нехас ‘соболь без головы’, ун хор окат рога большого хора, хорамак окат ’красивые рога*. Такие покрывала обычно входят в приданое.
Кроме покрывал, невеста должна иметь три или четыре длинные прямоугольные орнаментированные накидки на пояса оленьей упряжи, размером 150x25 см. Часто мать передает дочери свои украшения для нарты и оленьей упряжи.
На Сыне можно встретить и священные покрывала для животных, которые используются во время жертвоприношения на медвежьем празднике. Они аналогичны покрывалам для нарт, но меньше размерами. Священные покрывала орнаментируют по принципу национальных подушек, только ярусами. Орнамент используют священный, его так и называют еман, ханши ‘священный орнамент'; наиболее распространен лован ху "всадник на коне' (рис. 44, 4). Фон покрывала чаще всего красный, а узор из зеленого или синего сукна, края оторачивают мехом бобра, выдры, соболя, лисицы.
На Сыне, в отдельных местах, в настоящее время проводят медвежьи игрища. Мужчины во время исполнения священных песен надевают конусообразные шапки, отороченные мехом бобра, выдры, лисицы, и пользуются рукавицами с орнаментом мойпар ‘медведь’ (рис. 44, 1, 3).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *