Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

На Сыне можно встретить и берестяные изделия, но навыком их изготовления и искусством оформления владеют лишь немногие мастерицы. В основном это коробки. Форма их круглая, узор накладывают в горизонтальном ритме — сквозной или разбивают по секциям, отгороженным черемуховыми планками. В каждой секции ножом выцарапан определенный узор. В секциях используют главным образом геометрический орнамент: законченный узор или чаще элемент узора. Секционная композиция замыкает узор в квадрат. На стенках коробок можно встретить мотивы “соболь *, разновидности “оленьих рогов", “лосей" и т.д. На круглых коробках обычно используют орнаменты охсар кушолан ‘лисий локоть’, хор онат ‘рога хора’, сори тохал ‘крыло чайки’. В п. Ямгорт обнаружена коробка со старинным вдавленным орнаментом.
На крышке туеса часто можно встретить разновидности “кедровых шишек", “птиц". По сведениям З. П. Соколовой (1972. С. 47), эти мотивы не характерны в целом для нижнеобских групп, но типичны для соседей — березовских и казымс-ких хантов.
Коробки для хранения ягод и других хозяйственных про-
74
дуктов (соль, рыба) часто не орнаментируют. Иногда встречаются цилиндрические ведра с орнаментом, как у берестяных коробок. Берестяные табакерки орнаментируют мелкими узорами: ох пушах ‘головки’, хор окат ‘рог оленя, шовар пал ‘заячьи уши’. Намного реже, чем на Куновате, здесь встречаются детские люльки из бересты.
Сынские рукодельницы плетут циновки нори (рис. 43), которые так необходимы оленеводам и охотникам, ведущим кочевой образ жизни.
Мужчины на Сыне занимаются вырезанием различных костяных изделий для упряжи, поясов, делают табакерки из кости мамонта, лося и дерева, иногда с несложными орнаментальными мотивами, такими как “зубчики'' или “головки". Кроме того, иногда изготавливают черпаки из дерева, которые украшают зубчиками, деревянными цепочками, на конце которых прикреплялся колокольчик, тоже деревянный.
Из вышеизложенного можно заключить, что на Сыне в настоящее время, как и раньше, орнамент широко используется на традиционных изделиях. Сыня является территорией, где в активной форме бытует и передается от старшего поколения молодым традиционный образ жизни, а значит, сохраняется и развивается национальное декоративно-прикладное искусство.
2.1.4. Войкарское Приобье
Войкарская группа хантов проживает в бассейне рек Вой-кар и Горной Оби. Это жители селений Вершина-Войкары (ай вош ёх 'люди маленького города), Усть-Войкары (охап он ёх ‘устья реки люди), Восяхово. Мужи и кочующие оленеводы -три бригады Восяховского отделения совхоза “Мужевский". Их фамилии: Озеловы, Ребась, Карасимовы. Рамановы. Говорят войкарские ханты на шурышкарском диалекте.
Река Войкары течет с предгорий Урала и вместе с Войкарс-ким сором впадает в Обь. Эта территория относится к таежной и лесотундровой зоне. Жители занимаются рыболовством, охотой и оленеводством. Многие войкарские ханты зимой ведут охотничий промысел, а летом выезжают на Горную Обь ловить рыбу. Как и на Сыне, оленеводство имеет здесь боль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *