Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

75
шое значение. В каждой из бригад содержится от 1 ООО до 1500 оленей, зимой они обеспечивают основное поселковое население мясом; кроме того, это источник оленьего меха — как зимнего, так и летнего — для изготовления одежды.
В летний период оленеводы в предгорьях Урала и за Уралом встречаются с оленеводами Сынского отделения совхоза и параллельными потоками идут на Север к летним пастбищам.
Очень близкое общение с сынскими хантами наложило отпечаток на традиции войкарских хантов. Поэтому в изготовлении тех или иных изделий у обеих групп можно найти много общих черт. Так, вышедшие замуж за войкарских мужчин сынские женщины полностью сохраняют принесенные с Сыни традиции в изготовлении одежды — как мужской, так и женской (ил. 14). Однако обско-войкарские женщины, благодаря своему мастерству, иногда придают вещам такие уникальные черты, которые отличают именно их регион. Как и сынские, об-ско-войкарские ханты имеют достаточно оленьего меха, а значит, и возможность изготовлять одежду из качественных оленьих шкур. Как и на Сыне, в оленеводстве в основном работают молодые и среднего возраста люди.
Если сынские ханты, кроме того, имели влияние на куно-ватских и пословских, то войкарские оказывали большое воздействие на хантов Малой Оби (н.п. Мужи, Ханты Мужи, Ки-еват, Анжигорт), которым они поставляли зимой мясопродукты, а также меховое сырье — шкуры и камусы.
Мужская одежда на Войкаре не отличается от сынской. Малица шьется по общепринятому покрою, капюшон чаще носят коми-зырянский. Длина малицы до колен, шьют ее из толстых шкур неблюя. Навершница из однотонной ткани без украшений.
Парку здесь почти не носят, вместо нее можно увидеть гусь, особенно у оленеводов. Но и его можно считать заимствованным у хантов п. Шурышкары, где многим мужчинам этот вид одежды шьют жены — родом из приуральских групп. По покрою он не отличается от общепринятого.
Мужская обувь не отличается от сынской.
Женскую одежду шьют по общепринятому покрою. Длина одежды чуть ниже колена. Меховую шубу шьют из двух шкур
76
неблюя. Как на подкладку, так и на верхнюю часть меховой шубы используют более толстые, чем на Куновате, шкуры. Поэтому войкарская шуба получается объемной и, естественно, теплой.
Большое внимание войкарские женщины уделяют орнаментации изделий бисером и сукном. Такого их обилия нет ни на Куновате, ни на Сыне. Даже в меховой женской одежде они стремились использовать вместо меховых узоров бисерные, хотя эти два материала не очень сочетаются. Однако тонкий вкус при подборе бисера и умение наложить его на меховую полосу, которую потом пришивают к вощартоп — полосе с зубчиками из сукна, отличает их от мастериц других групп. При этом к каждому зубчику прикрепляется бисеринка, соответствующая по расцветке орнаментированной бисерной полосе. В основном бисер берут в таком сочетании: черный — белый -красный или фиолетовый — белый — красный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *