Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Орнаменты, которые используются на сумках: ай шовр пал ‘уши маленького зайчика’, охан нехас ханши ‘узор соболя с головой’, пернаян ханши ‘крестообразный узор’, аилов у нал ‘рот маленькой лошади’, ун шовр пал ‘уши большого зайца’, лов у нал олан ‘уголок лошадиного рта’, янасханши ‘отдельный узор, сори тохал ‘крыло чайки’, хор онат ‘рог оленя’.
В обско-войкарском регионе встречаются и берестяные туеса. Их украшают так же, как и на Куновате, композициями двух
78
видов: со сплошным геометрическим узором вкруговую или с узорами, расположенными в квадратных секциях. В последнем случае насчитывается семь мотивов без названия. Изредка встречаются табакерки из бересты с несложными орнаментами.
Мужчины занимаются резьбой по кости для национальных поясов и упряжи. Национальные пояса здесь мало отличаются от сынских; это относится и к оформлению костяных деталей для упряжи.
Являясь оленеводами, мужчины хорошо владеют навыками работы с деревом. Они сами себе делают нарты, бытовые вещи, у них хорошо развит художественный вкус. Многие вещи, как, например, разделочные доски, выбивалки для снега и т.д., украшают резьбой.
Так же, как и на Сыне, у обско-войкарских хантов в обиходе покрывала-накидки на женскую нарту. Есть накидки и для священных нарт, на них наносят “священные узоры" — еман ханши. Они отличаются от принятых на рассматриваемой территории геометрических орнаментов и представляют собой стилизованные изображения, похожие на казымские орнаменты. Покрывала со священными орнаментами используют для покрытия спины священных оленей во время культовых мероприятий. Их передавали по наследству от матери к дочери и хранили соответствующим образом.
После смерти хозяйки это покрывало нельзя класть ей в могилу, его уносят далеко в лес и вешают на сук дерева.
В обско-войкарском регионе почти не проводят медвежьих праздников, хотя раньше это практиковалось. По этой причине, кроме священных покрывал на оленя, на женскую нарту и на священную нарту, других вещей для ритуальных мероприятий почти не сохранилось. Автору известно, что на священных нартах оленеводов есть старинные ритуальные шапки и рукавицы, но они оказались недоступными для ознакомления.
Войкарские женщины, как и сынские, плетут циновки — нар по сложившимся почти на всей рассматриваемой территории правилам. Их плетут в основном для оленеводов и рыбаков, выезжающих в летний период на Обь.
В рассматриваемом районе, как и на Сыне, до наших дней шьют и носят традиционную одежду, а также современные шубки и бурки, украшенные древним орнаментом.
79

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *