Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Здешние оленеводы, как и в других группах, постоянно носят традиционную одежду (ил. 18). Кроме того, в центральных поселках, таких как Питляр и Шурышкары, постоянно или во время отпусков проживает много бывших оленеводов с детьми, и среди них можно видеть пожилых и молодых людей в национальной одежде — летней и зимней.
Мужская одежда состоит из малицы, мехового гуся (в пос. Шурышкары его носят мужчины, имеющие жен из Приуральского района), гуся из сукна, зимней и летней обуви и шапки из ткани от комаров.
Малица отличается от сынской и войкарской только большей длиной. Капюшон коми-зырянского покроя. Навершни-цу шьют без декоративных украшений
Малицу подпоясывают поясом (ил. 19) с медной или костяной пряжкой, который почти не отличается от сынских, куно-ватских или войкарских. Украшают пояс костяными пуговицами, пряжками и т.д. Многие молодые оленеводы делают пояса для продажи районному, окружному, а иногда и областному музеям.
Ханты, живущие здесь издавна, отличаются от недавних переселенцев с р. Собь тем, что поверх малицы надевают суконный гусь, так как меховой гусь и парка у них отсутствуют.
81
Меховая обувь, как мужская, так и женская, в отличие от таковой с Сыни и Войкара, здесь шьется по хантыйскому типу. Повседневную обувь оленеводов и рыбаков тоборы шьют т темных камусов оленя и окантовывают полосками сукна между соединительными швами-это местная особенность. Во время праздников и поездок в гости надевают енотом вай, хансан вай. а эвтом вай — обувь с узорами у местного населения не встречается. С зимней обувью, как и везде, носят меховые чулки — кеш.
Традиционная летняя мужская и женская обувь, как и у других групп, из замши — нюки вай. Здесь, как и на Куновате, Сыне. Войкаре, подошвы у мужской обуви делают из лосиных камусов или шкур со лбов оленей, а у женской — только из шкур с оленьих камусов. Нижнюю часть ровдужной обуви красят охрой.
Женская одежда состоит из меховой шубы — сах, меховой обуви — вай, саха из сукна — нуй сах, замшевой обуви — нюки вай, платья — ернас, платка — охсам (ил. 20-22).
Сах шьется в основном по сынско-войкарскому покрою, кроме того, здесь встречаются местный (питлярский), собской и смешанный (приуральско-шурышкарский) покрои. Меховая шуба местного типа чуть длиннее, чем сынско-войкарская, но короче, чем собская (ил. 21). Сынско-войкарского покроя придерживаются, в основном, женщины с рек Сыня и Войкар, вышедшие замуж за питлярских хантов. Они шьют сах коротким, а в декоративном оформлении составных частей темной пришивной полосы подола и темных полос вдоль полок используют двойное сукно. Сами же конструктивные швы, соединяющие подол и полки со станом, сукном не отделываются. Орнаментальные полосы шыот с прокладкой сукна, но отступлением от сынско-войкарской традиции является использование одинарной полоски, а вощартоп — меховую декоративную полосу с зубчиками — делают менее яркой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *