Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Вай хир ‘сумка для обуви' используется в основном оленеводами. Питлярские ханты шьют такие сумки чаще всего из плотного сукна, очень редко из ровдуги. Орнаментируется передняя часть сумки, изредка — задняя, в основном аппликацией по сукну, орнамент несложный. Увеличенный элемент узора вырезают из сукна, кладут поверх стенки и нашивают швом через край.
У оленеводов бытуют длинные подушки, украшенные элементами несложного геометрического орнамента, вырезанными из сукна.
В Питлярском Приобье можно увидеть нарту невесты с орнаментированным покрывалом, олени для такой нарты имеют упряжь с богатой декоративной отделкой.
Изделия из бересты здесь изготовляют редко и лишь в некоторых местах. В настоящее время эту традицию возрождает народный мастер Г. Е. Хартаганов. По старинным образцам он изготовляет табакерки, коробки различных размеров, люльки, нанося на них традиционный орнамент.
Ханты Питлярского Приобья, в отличие от других групп, являются хорошими мастерами по работе с деревом. Их изделия отличаются особым изяществом. Это проявляется, например, в построении нарты, которая имеет и еще одну локальную особенность — окрашенные передок и копылья (в красный, синий (голубой) или жёлтый цвет). Декоративной отделкой украшаются и другие изделия из дерева или рога -столики, черпаки, чаши, выбивалки снега, посохи, детали оленьей упряжи или поясов.
Из вышеизложенного можно заключить, что рассматриваемый регион является в некотором роде уникальным: здесь встречаются и смешиваются традиции —сынских. войкарских, собских и полуйско-обских хантов, но несмотря на это, сохранилась и своя собственная культурная среда.
Сынские и войкарские ханты привнесли в этот район коми-зырянской покрой капюшона малицы, а также коми-зырянский покрой носка обуви.
84
Одежду собского типа носят переехавшие сюда оленеводы, они сохраняют и свои традиции, и свой диалект.
В 1980 — 1990-х годах в Питлярском Приобье происходит процесс смешения разных традиций в изготовлении одежды, особенно среди оленеводов. Под влиянием приуральских хантов местная одежда, во-первых, сильно удлинилась (хотя еще не достигла длины одежды приуральцев); во-вторых, меховые шубы и малицы начали шить из более тонкого неблюя — как у собских хантов; в-третьих, произошло изменение в декоративном оформлении вощартоп — меховых полосок с суконными зубчиками: часто под зубчики стали подкладывать полоску сукна, а сами зубчики нашивать на меховую основу: в-четвертых, усложнились и стали мельче орнаментальные мотивы, шьют их теперь с одинарным сукном — в подражание собским традициям; в-пятых, здесь появились неорнаментированные меховые шубы — как у приуральских хантов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *