Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

су сукна такой же ширины, что и зубчик. Каждый зубчик в трех местах пришивают к меху. Раньше пожилые люди и по конструктивным швам пропускали не полоски сукна (как сейчас), а зубчики; по подолу пришивали узорный ряд вырезанных из сукна головок. Навершницу на такую малицу почти не надевали и малицу носили в качестве праздничной одежды. В настоящее время обско-собские ханты носят поверх малицы навершницу общего типа.
Куващ ‘гусь’ носят охотники, рыбаки и оленеводы. Шьют его из четырех, иногда из пяти хороших шкур неблюя сентябрьского забоя. Часто шьют самарутка куващ ‘гусь из пятнистых шкур’, хансан, куващ ‘пестрый гусь’, нави куващ ‘белый гусь’, путы куващ ‘черный гусь’, хаттар куващ ‘серый гусь'.
Покрой гуся — общепринятый. Собские ханты украшают обшлага рукавов гуся аппликацией из сукна. Орнамент — такой же, как на рукавицах малицы, но там он расположен только с тыльной стороны, а здесь идет вкруговую по всему обшлагу. Особенностью собского гуся является то, что на его спине пришивают попарно с двух сторон по линии вертикальных боковых швов меховые полоски длиной 15-20 см, шириной 2,5 — 3 см с нашитыми сверху суконными полосками такого же размера, по три или четыре пары.
Парка у собских хантов (рис. 4, 1) раньше встречалась чаще, чем сейчас. Так же, как и на Сыне, ее шьют из тонкого неблюя. В общих чертах совпадает и их покрой, за исключением капюшона. Его особенностью у собской парки является наличие орнаментации; для местной парки характерны также наличие орнаментальных полос меховой мозаики на полках и спине. По этим признакам собская парка идентична мансийской (см.: Федорова Е. Г., 1994. С. 129-131). В настоящее время орнаментированная парка сохраняется в детской одежде (рис. 13,1, 3).
Многие оленеводы, да и некоторые рыбаки, имеют парку -для легкости в ходьбе и недалекой езды. Ее длина у обско-соб-ских хантов до колен, иногда ниже. Надевают парку поверх малицы и подпоясывают национальным поясом из кожи. Ножны вырезают из дерева и обтягивают обычно полосами из алюминия или другого материала — для красоты и крепости, тогда как шурышкарские ханты чаще обтягивают ножны кожей. Соединяют ножны с поясом металлическими цепочками или кожаными полосами, поверх этих полос, а иногда и как соедине-88
ние полос прикрепляют костяные пряжки, колечки и пуговицы. На пояс подвешивают кожаный мешочек для бруска, а также на металлических подвесках медвежьи и волчьи клыки. Отличием местного пояса от шурышкарского является незначительная декоративная отделка.
Мужская обувь на Соби самая разнообразная — это тупор ‘тоборы’, хансан, вай ‘пестрая обувь’, оптом вай ‘из полос обувь'. В отличие от шурышкарских хантов, у собских появляются новые варианты обуви — эвтом вай ‘резаная [узорная] обувь' и нави вай ‘белая обувь’.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *