Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

В связи с темой нашей работы нужно назвать монографию II. B. Хомич “Ненцы" (1966). Именно нижнеобские ханты были особенно тесно связаны с сибирскими ненцами, их многовековые связи привели к взаимному обогащению культур. Процессы взаимовлияния затронули и сферу декоративного искусства. Богатый материал по восточным группам хантов представлен в “Альбоме хантыйских орнаментов”, подготовленном Н В. Лукиной (1979). Эта, а также последующие работы Н. В. Лукиной в соавторстве с О. М. Рындиной (1983, 1984) по восточнохантыйскому орнаменту имеют для нас значение в методическом плане, а также как сравнительный материал.
В практических целях развития художественных промыслов изучением народного традиционного искусства народов Севера занимаются Н. С. Королева (1981) и В. Я. Рафаенко (1983). В своих работах они дают описание орнаментированных предметов, останавливаются на особенностях и технологии нанесения узоров. При этом они используют материалы и наблюдения, полученные во время семинаров для народных мастеров Ямало-Ненецкого автономного округа.
Для автора предлагаемой книги во многом стали полезны две крупные работы Н. В. Лукиной: монография “Формирою
ваше материальной культуры хантов” (19856) и докторская диссертация “Исторические формы и преемственность в традиционной культуре восточных хантов’’ (1985а). В них восточнохантыйский материал проанализирован в сравнении с материалом, относящимся к другим группам хантов и обским уграм в целом, а также к соседним и отдаленным народам. Здесь, наряду с другими, рассмотрены и интересующие нас сферы культуры — одежда, утварь и их декоративная отделка. В результате выявлены отличия восточных хантов от западных групп народа, а также общехантыйские и обско-угорские черты материальной культуры; те и другие рассмотрены под углом зрения происхождения и истории народа. В работе Н В Лукиной показаны разносторонние и разновременные этнокультурные и этногенетические связи хантов, вскрыта различная их направленность у восточных и западных (северных) групп. На эти положения мы во многом опираемся при анализе конкретных вещей нижнеобских хантов, выявлении их специфики, исконного происхождения или заимствований Н. В. Лукина по-новому подходит к решению некоторых вопросов происхождения обско-угорской орнаментики.
В статьях О М. Рындиной (1987; 1988) дается сопоставление хантыйского орнамента на межгрупповом уровне, а также сравнение его с самодийскими декоративными традициями. Исследованию современного орнаментального искусства восточных хантов посвящена одна из глав кандидатской диссертации О. М. Рындиной (1990). где автор с помощью новых приемов исследования анализирует целый ряд признаков орнамента. Ею применена новая методика исследования, где впервые использована стандартная статистическая программа и расчеты на ЭВМ.
Соотношению цвета и формы в декоративной отделке, в том числе у нижнеобских хантов, посвящены работы M B Южаниновой (1987, 1988).

Для отдыха купить дешевый салют дешевле не найдете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *