Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Обско-собские ханты много занимаются бисером, особенно молодежь. Плетут кошельки, косметички, сумки, ремешки для часов, для детской люльки и т.д. Пользуются при этом современной техникой: путем нанизывания на две тонкие капроновые лески плетется узор в простую неширокую ленту, затем ленты соединяют. Часть мотивов для плетения берут из тех фигур, которые встречаются в аппликации из сукна. Но чаще в бисерных работах находят отражение узоры, используемые в аппликации мехом.
Гак же, как и в других районах, здесь носят современную модную одежду из оленьего меха — орнаментированные и не-
95
орнаментированные шубки из неблюя, бурки — короткую обувь с орнаментом у женщин и без орнамента у мужчин, шьют меховые, современного кроя, дамские сумочки с национальным орнаментом, а также плетут их из бисера.
Умеющих шить женщин не только в этом регионе, но и во всей округе ценят и уважают, ими гордятся целые роды. Род, имеющий шьющих женщин, уважаем. Многие молодые люди считают за честь получить невесту из такого рода, но и в нем выделяются мастерицы, которые без стеснения могут себя оценивать даже в песне:
Карас кали кальндллом.
Пом кали кальндллом Лапат щащи ай кутня Ма хорпем нын. ант тыйтал.
Там Щерасхуп вул Пинка Нындт верты эвтомат Хуят верты эвтомат Ищи верылытал.
Дословный перевод текста:
Ветки на деревьях щекотать буду я.
Траву на земле щекотать буду я.
Среди семи женщин из рода юцк восан ех Такой женщины, как ч, не родится.
Моя старшая дочь из рода послан, ех Нина.
Узоры, которые шьют и вырезают женщины-мастерицы. Узоры, которые шьют и вырезают мужчины-мастера.
Моя дочь так же, как они, искусно может шить и вырезать.
О неумелой же мастерице говорят: "Интаплы, луйлы нын., вай помлал ялта таласылат". Перевод: "Женщина без иглы и наперстка, обуви грана (стелька) за ней тащится”.
96
2.2.2. Полуйское Приобье
Обско-полуйская группа расселяется по бассейну р. Подуй и самого северного участка Нижней Оби (в районе г. Салехарда), Обской губы, Байдарацкой губы, а также в тундрах Полярного Урала. Это жители селений; Горнокнязсвск, Харса-им, Аксарка, Товопогол, Салемал, Зеленый Яр, а также кочующие оленеводы Байдарацкого совхоза (с центральной усадьбой в п. Белоярск) и часть оленеводов совхоза “Россия'* (с центральной усадьбой в п. Панаевск). Среди них можно назвать группы пул ёх ‘полуйские люди, канащ ёх ‘князевский народ' (Горнокнязевск), ас пухлая ёх (Харсаим).
В соответствии с административным делением основная часть хантов этой группы проживает в Приуральском районе и небольшая группа — в п. Салемал (оленеводы совхоза “Пана-евский"), они относятся к Ямальскому району. Обско-полуйс-кие ханты говорят на обдорском (приуральском) диалекте. В этом районе встречаются следующие фамилии: Тайшины, Теткины, Климовы, Куйбины, Кельчины, Кондыгины, Мазырки-ны, Русмиленко, Тояровы, Серасховы, здесь есть также ненцы, живущие среди хантов и говорящие на хантыйском языке: Салиндеры, Лаптандеры и другие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *