Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Река Подуй — правый приток Оби. Территория проживания обско-полуйских хантов относится к лесотундровой и тундровой зонам. В основном ханты занимаются рыболовством, охотой и оленеводством, которое играет огромную роль в их жизни. Изобилие белой качественной рыбы на Оби, оленьих шкур, песца, белки на Полуе дает сытную стабильную жизнь.
В десяти оленеводческих бригадах совхоза "Байдарацкий” большая часть оленеводов — ханты, остальные — ненцы и коми-зыряне. Летом бригады пасут оленей в горах Полярного Урала и у берегов Байдарацкой губы, в зимний период — на левобережье Оби, в бассейне реки Щучья и в правобережье Оби. в бассейне реки Подуй. Две оленеводческие бригады хантов из совхоза “Панаевский" пасут оленей у берегов Байдарацкой губы, а в зимний период в районе п. Панаевска и в бассейне реки Щучья. В летний период рыбаки из п. Зеленый Яр выезжают рыбачить на Обь, а все остальные ханты, которые проживают в населенных пунктах по Оби, рыбачат на рыболо-
97
вецких станах, находящихся недалеко от центральных усадеб совхозов.
В некоторых населенных пунктах, например в Зеленом Яру, Горно-Князевском и Харсаиме, обстановка немного другая. Они так же, как и Катровож, Пельвож, находятся недалеко от г. Салехарда и Лабытнанги. Соседство это отрицательно влияет на местных хантов, особенно на молодежь. Она покидает свои родные селения, отправляется искать лучшей доли в города и обратно уже не возвращается. В поселках остается жить лишь малообеспеченная часть населения.
Такой резкий контраст в образе жизни у поселкового и тундрового населения отражается на состоянии их традиционной культуры, в том числе декоративного искусства.
Национальную одежду носят на всей рассматриваемой территории — как оленеводы, так и поселковое население. Близкие родственные связи между оленеводами и рыбаками, обмен продукцией дают возможность пользоваться оленьими шкурами и поселковому населению, которое из них шьет красивую одежду. Как и в других районах проживания хантов, здесь много уделяют внимания декоративному оформлению одежды.
Обско-полуйские ханты, живя в близком соседстве с приуральскими и ямальскими ненцами, издавна смешивались с ними, и на этой основе возникла уникальная региональная культура, свойственная только им.
Как уже говорилось выше, в зимний период усть-полуйс-кие оленеводы спускались со своими стадами в верховья По-луя, где они встречались с оленеводами Казыма, Надыма, Kv-новата. Путем обмена к ним попадали многие изделия хантов, проживающих на более южных территориях. Это берестяные изделия, ножны из дерева и кости, бисерные изделия, лодки, нарты и т.д. Взамен усть-полуйские ханты отдавали готовую меховую одежду и олений мех.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *