Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Мужская одежда подпоясывается, как и на всей территории, широким кожаным поясом — антоп кул — с медной или костяной пряжкой. Отличительная черта обско-полуйских ножен из дерева и кости — инкрустация их оловом. Так же. как у об-ско-собских хантов, ножны здесь обтягивают металлическими пластинами, а между ними вливают расплавленное олово.
Часто в качестве декоративного убранства на поясах используют костяные пряжки и пуговицы, их присоединяют к поясу ровдужными тесемками. Так же как и повсюду, сзади к поясу прикрепляются амулеты: медвежьи клыки, зубы лося, волка и т.д. В летний период носили старые пояса или оформленные менее декоративно. Кроме того, у самой северной части обско-полуйских хантов встречаются длинные пояса, сплетенные из разноцветных шерстяных или хлопчатобумажных нитей. Их складывали вдвое, на месте сгиба прикреплялось широкое кольцо — пряжка, а двумя другими концами, заканчивающимися кистями, пояс завязывался. Этот же принцип ношения подобных поясов известен у ненцев. В настоящее время в роли поясов выступают узорные бисерные ленты, нашитые
101
на кожаную полосу. К одному ее концу пришивается кольцо, а к другому — тесемки, которые завязываются как плетеный пояс. Этим видом пояса обско-полуйские ханты отличаются от всех остальных групп.
У каждого молодого человека, связанного с традиционными отраслями хозяйства, есть национальная одежда и сделанный им самим мужской пояс. Изредка отец делает малолетнему сыну пояс, либо он передается по наследству от отца или деда.
Женская меховая одежда состоит из сах — меховой шубы, вай ‘обуви’, нуй сах ‘саха из сукна1, нюки вай ‘обуви из ровдуги, ернас ‘платья’, мил — женской национальной шапки, охсам ‘платка’ (ил. 31).
Обско-полуйская меховая шуба шьется, как и у обско-собс-ких хантов, из трех шкур тонкого неблюя (теленка 3 — 3,5-месячного возраста). Длина шубы иногда доходит до пола или чуть короче. Покрой такой же, как и у обско-собских меховых шуб.
Отличия касаются орнаментальной стилистики: обско-собские и обско-полуйские мастерицы по-разному отступают от строго прямоугольного геометризма в узорах. При введении канта в линию узора у первых прямые углы округляются, у вторых четкость изломов орнаментальной линии сохраняется. Такой четкости обско-полуйские мастерицы добиваются, отступая от прямоугольности в процессе вырезания орнамента и используя заостренные углы, при этом узор из квадратиков, например, приобретает топоровидные очертания. Данная отличительная черта придает большой эффект всем орнаментированным предметам усть-полуйских хантов. По линии узора пропускают одинарную полоску красного сукна, иногда встречается и окантовка двойным сукном (Горно-Князевск).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *