Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Современный материал по орнаменту хантов реки Казым проанализирован в статьях Т. А. Молдановом (1988, 1992) Первая из них посвящена линейно-геометрическим узорам, вторая стилизованным изображениям животных и птиц и т.д. Т. А. Молданова, опираясь на названия орнамента, дает их
классификацию. Этот материал позволяет говорить об устойчивости местных орнаментальных названий и отражает взаимосвязь графической формы узора, характер, изменения мотива с их словесной формулировкой. В кандидатской диссертации Т. А. Молдановой (1993) и монографии (1999) изложены ее взгляды на формирование и развитие хантыйской орнаментики, выявлены структурообразующие элементы и их эволюция. Т. А. Молданова исследует в своих работах новые аспекты орнаментальной традиции хантов — семантический и мифологический.
Свою точку зрения на возможный процесс образования и развития обско-угорских мотивов на основе единой структуры высказывает искусствовед Н. Н. Федорова (1992).
Образцы мансийских узоров и их названия опубликованы Е. И. Ромбандеевой (1992) и Е. Г. Федоровой (1992).
В монографии Е. Г. Федоровой, посвященной материальной культуре близкородственного народа манси (1994), содержится много сведений, способствующих раскрытию нашей темы. Здесь мы находим описание целого ряда вещей, бытующих и у нижнеобских хантов. Е. Г. Федорова дает широкий сравнительный анализ как самих предметов, так и их декоративной отделки. В перспективе возможно специальное исследование по выявлению связей манси с нижнеобскими хантами.
В 1995 г. увидела свет монография О. М. Рындиной “Орнамент" (в качестве третьего тома коллективного труда “Очерки культурогенеза народов Западной Сибири"). Значительная часть этого фундаментального исследования посвящена орнаменту обских угров, в том числе и северных хантов. По интересующим нас группам О. М. Рындина привлекает упомянутые выше публикации и полевые материалы Н. В. Лукиной, собранные в Ямало-Ненецком автономном округе в конце 1980-х гг. Последние включают в себя сведения об орнаментации некоторых предметов утвари, одежды, украшений и др. Опираясь на эти частичные данные, О. М. Рындина выявляет некоторые современные тенденции в развитии декоративных традиций нижнеобских хантов.
Подводя итог, можно сказать, что нет ни одной отечественной либо зарубежной работы, специально посвященной исследованию орнаментального (декоративного) искусства ниж-12
необских хантов. Восполнить этот пробел и призвана предлагаемая монография. В процессе работы над ней автором опубликован ряд статей (Сязи А. М., 1993, 1993а, 1996, 1998, 1999), альбом “Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби” (1995), защищена кандидатская диссертация (1995а).

zendesk.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *