На данной территории, особенно в Приуральском районе, из-за редкости почитали соболя, кусочками его шкурок женщины окуривали чумы, одежду, чтобы изгнать злых духов и
110
всякую нечисть. Орнамент с названием нёхас ‘соболь’ (рис. 53, 2-5), лаймац нёхас ‘соболь с топором’ (рис. 53, 6) употребляли тоже не везде, так как считали его еман, вой ‘священный зверек'. Своим юным сородичам за шкурку соболя северные ханты отдавали целого оленя.
Орнамент “волчий капкан” известен в Байдарацкой тундре Приуральского района.
Мотивами многих орнаментов, применяемых в меховой мозаике, выступают птицы, например: "‘ворона" — корна (рис. 57, 8, 10), “куропатка” — соха.
По-особому относятся к орнаментам, изображающим части тела медведя, и не каждая женщина рискнет выполнять их на своих изделиях. Берется за них только та мастерица, которая уверена в своих силах и сможет в течение всей своей жизни выполнять требования, связанные с этой категорией орнаментов. Выполнив их, она попадает в разряд мастериц высшей категории. Изделия с узорами мойпар пал медвежьи уши' (рис. 55, 2), мойпар ловкар ‘медвежий позвоночник’ (рис. 50, 4), мойпар коптом ‘медвежий след’ (рис. 50, 2, 3) женщина должна выполнить за свою жизнь в семи изделиях. Вещи, в которых есть орнамент, связанный с медведем, не должны валяться где попало, их не смеет носить женщина во время беременности и менструации. В этой одежде не должны ходить на кладбище и в особые священные места, ее нельзя дарить или отдавать людям легкого поведения, да и просто несерьезным. Чаще такие орнаменты используют в детской одежде — на детских меховых шубках, малицах, парках, они являются как бы оберегом.
“Медвежьи" орнаменты обычно используют при изготовлении мужской одежды. Мужчина по сравнению с женщиной является сакрально чистым “неопоганенным" существом. Ему можно ходить на любые священные места, присутствовать при различных культовых и религиозных церемониях, носить одежду из любой шкуры и с любым орнаментом — простым и священным. В мужской одежде изображения частей тела медведя употребляют на рукавах малицы, на подоле, капюшоне и рукавах парки.
Медведь на рассматриваемой территории глубоко почитаем. По хантыйским преданиям, медведь был сыном Торума, который его спустил на землю в железной люльке. За то, что
ill
медведь без разрешения отца стал есть людей, бог Торум разрешил людям — хантам охоту на него. Помня божественное происхождение медведя, ханты сопровождают охоту на него различными церемониями и обрядами (обряд извинения перед медведем, употребление особого охотничьего языка вой ясанг и т.д.). Особенно много почестей воздается шкуре убитого медведя на медвежьем празднике.
Раздел: Книги
Добавить комментарий