Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Домашний олень — основа жизни в тундре. Оленеводы хорошо знают характер и повадки этого животного. Они различают каждого оленя в тысячеголовом стаде по масти, форме рогов. полу, возрасту, степени прирученности, назначению в упряжке, по его роли в стаде и многому другому. На бытовых вещах и одежде применяют узоры “маленького оленя рога" —ай хор опит (рис. 45, /). На юге Шурышкарского района его называют еще и ‘заячьи уши” — совал псп. Орнамент “рога большого хора’' (оленя-производителя) — ун хор онат особенно распространен на женских меховых шубах и бисерных нагрудных украшениях, часто используют его и на детских парках. Нижнюю часть меховой шубы украшают узором “рога лесного оленя" — ур хор онат (рис. 47, I. 2). В более сложном варианте он применяется и в бисерных украшениях детской люльки, на национальных подушках из сукна или ткани и на женских украшениях для оленьей упряжи.
Орнамент “красивые рога '- хораман калан онпшт (рис. 45, 4) — это импровизированные производные варианты простейшего орнамента “оленьи рога". Интересен один из вариантов “сломанные рога” — моремом онтат (рис. 45, в). Он применяется обычно на сумках, рукавах. Орнаментом “оленьи рога" не украшали обувь. “Нельзя топтать оленя и его голову, без оленя мы никто", — так обычно выражаются люди. На женских и детских шапках и меховых сумках большое распространение имеет орнамент калан тупаят ‘ножки олененка'. Мастерицы вырезают этот орнамент для одежды своим детям, воспитывая в них любовь и почитание к этому великолепному животному, от которого зависит вся их дальнейшая жизнь.
Другие орнаменты, связанные с оленем, например “оленья тропа" — калан сарпай (рис. 49, 8)у чаще всего применяются на мужской меховой обуви; редко, но встречается он и на женских сумках.
112
У хантов существует довольно много преданий и легенд о мамонте. Они рассказывали, что когда ездили сватать невест к своим сородичам в низовья реки Оби, то встречали по пути огромные кости и бивни мамонта, которые они называли мув хор окат ‘подземного зверя рога*. По их рассказам, мув хор не особая порода зверя, а подземное перевоплощение лося, медведя и щуки. Ханты говорили, что когда лось, медведь и щука достигают глубокой старости, то они не умирают естественной смертью, а уходят под землю и обращаются в мув хора (Сенкевич-Гудкова В В., 1949. С. 157). Их второе бытие в подземном мире хотя и очень продолжительно, но не вечно: находимые в земле кости мамонта ханты считают доказательством того, что мув хоры смертны. Узор под названием “рога подземного зверя-самца" — мув хор окат применяется на меховой мужской и женской одежде (рис. 49, 3).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *