Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Необходимо отметить, что медведь, лось и щука являются, по данным современного фольклора, наиболее почитаемыми представителями местной фауны. Например, в старинных песнях и былинах лось имеет почетное название, которое он получает благодаря вставке в обычное название лося курак вой ‘ногами обладающий зверь* древнего слова сыр 'род, родовая община*. Это слово вместе с пережитками родового строя до сих пор сохраняется в языке хантов, каждое семейство которых знает, какому сыр он принадлежит. Итак, у лося имеется два названия: бытовое курак вой и почтительное (фольклорное) название курак сыр вой ‘ногами обладающий родовой зверь'. Кроме того, в фольклоре существует довольно много псссн, преданий и сказок про лося, а на медвежьем празднике лучшие танцоры исполняют танец лося, имитирующий его походку и движения.
В декоративно-прикладном искусстве применяется орнамент “лосиные рога” (рис. 49, 1, 2). Он напоминает узор “оленьи рога", но более раскидист, это крупный узор. Он встречается только в южных районах округа. Применять этот узор на обуви не рекомендуется из-за святости самого зверя
Оленеводческое хозяйство хантов этого региона немыслимо без собаки-лайки. Орнамент под названием амп куш ‘собачья лапа широко распространен на различных бытовых изделиях, например на берестяных туесках, табакерках, детских
113
люльках, на бисерных украшениях. Часто этим орнаментом украшают детские шубки.
Обские угры почтительно относятся к собаке. В некоторых местностях собака считается священной. Кроме орнамента ‘собачья лапа в бисерных украшениях используют “собачьи следы" — амп кантом (рис. 49, 8). Это очень мелкие квадраты, которые можно применить только в бисерных украшениях.
Если анализировать в орнаментальном искусстве животный мир, то довольно распространенным является и мотив лошади, известный сейчас почти по всей рассматриваемой зоне. Орнамент под названием лов нял ‘лошади нос’ (рис. 50, 5. 6) часто применялся на таких мелких изделиях, как сумочки, или на рукавах детских шуб.
У южнообских хантов береза занимает второе место после лиственницы по своей значимости в сакральной сфере. На священных местах, если нет поблизости лиственницы, то тряпочки с монетами во время жертвоприношения привязывают на молодую березу. То же самое проделывают и с жертвенной головой зверя и шкурой (вначале на вершину лиственницы или березы вешают череп с тряпочками, затем растягивают шкуру). Названия орнаментов, включающие словосочетание “березовая ветка", получили самое широкое распространение. Это сумат нув ‘березовая ветка’, сумат молтас нув ‘лишняя березовая ветка (рис. 59, 1-4), каран, сумат нув ‘ветвистая ветка березы' (рис. 59, 5-8). пусэппернаян, сумат ‘крестообразная хвостатая береза’ (рис. 51,2-7).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *