Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

В орнаментальном искусстве этого региона большое внимание уделяется и человеку. В орнаменте нэкхэт ‘люди' (рис. 62, У) изображены идущие люди. Изредка его можно встретить в меховом орнаменте, а в основном им украшены бисерные изделия. Часто в детских изделиях, на рукавах женских меховых шуб используется орнамент под названием “гребец" — ло-валтыт (рис. 60. 2). Очень распространен орнамент “половина мужика" — хуй суп (рис. 60, У). Используется он почти во всех изделиях, особенно меховых.
Опираясь на изложенные материалы, можно распределить названия узоров по следующим тематическим группам:
1. Животный мир.
2. Растительный мир.
114
3. Человек и быт.
4. Крестообразные узоры.
Каждая из групп отражена на рисунках приложения следующим образом:
1. Животный мир:
- олень (рис. 46, 47, 49, 63);
- лось (рис. 48);
- медведь (рис. 50);
- лошадь (рис. 50, 51);
- соболь (рис. 52, 53);
- лиса (рис. 54);
- песец (рис. 54);
- заяц (рис. 51, 55);
- ворона (рис. 57);
- гусь (рис. 56);
- чайка (рис. 56, 51, 57);
- утка (рис. 56);
- глухарь (рис. 57, 64);
- трясогузка (рис. 64);
- лягушка (рис. 62).
2. Растительный мир:
- береза (рис. 57, 58, 59);
- кедр (рис. 57).
3. Человек и быт (рис. 60).
4. Крестообразные узоры (рис. 61).
В последнее время появляются новые узоры. Названий у них нет. Их приблизительно вводят в какую-нибудь группу традиционных узоров. Иногда новый орнамент возникает совершенно случайно. Человек вырезает узор, а на полосе осталось еще много материала, и чтобы не отрезать и не оставлять пустым это место, придумывают новые элементы.
Глава 4
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРНАМЕНТАЦИИ
Северохантыиские мастерицы и мастера имеют различные возможности в выборе природного материала, в разной степени владеют техникой орнаментации, у них неодинаково развит индивидуальный вкус в выборе цветовой палитры. И тем не менее они создают изделия, отмеченные печатью общности, за несхожими формами которых просматриваются явления одного порядка. Причина этого кроется в общих правилах подхода к конструированию самого предмета и его декоративной отделке. На этих универсальных для северных хантов принципах декоративного конструирования, а также на локальной специфике их конкретного воплощения мы и остановимся ниже.
Малица на всей рассматриваемой территории имеет устойчивый покрой и единую декоративную отделку. Последняя достигается прокладкой всех конструктивных швов кантом из сукна. Цветовые вариации канта и дополнение его зубчиками составляют весь творческий диапазон для разнообразия изделия. Цветовая палитра роли не играет, так как малица шьется из шкуры оленя мехом внутрь. Различия в крое капюшона, в которых просматриваются этнические взаимодействия, не сказываются на общем декоре изделия.
Отделка навершницы к малице еще более скупа по своим средствам. Они заключаются в цветовом акценте подола и обшлагов, Эти детали оформляются тканью иного, чем сама на-вершница, цвета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *