Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Женские шубы, вобравшие в свою отделку почти все декоративные возможности северных хантов, унифицированы с точки зрения их кроя, материала, декоративной композиции и обязательности присутствия орнамента. При одинаковом крое деталей размеры шуб варьируют, поэтому изделия приуральских мастериц выглядят монументальнее, чем у шурыш-карской группы.
Материалом для пошива служит оленья шкура. Это — общая установка, но в ее рамках возможны варианты: чаще используется шкура неблюя, однако не исключается использование шкуры пешки или полотнищ, сшитых из отдельных кусочков меха. В качестве реликта встречаются шубы, сшитые из беличьих или лебяжьих шкурок. Если к рассмотренным признакам добавить цветовую палитру меха, то разнообразие северохантыйских шуб становится еще более ощутимым.
Декоративная композиция шуб предполагает акцентирование линий в местах соединения пришивной полосы с полами, подолом, на рукавах и по низу боковых швов. Этот композиционный минимум отражают куноватские изделия, а в других регионах в него вносят существенные дополнения. Так, у пи г-лярской шубы появляется полоса с диагональным ритмом между вертикальными боковыми орнаментами и горизонтальным, идущим между подолом и пришивной полосой. В результате этого возникают декоративные уголки. Декоративное своеобразие шуб приуральских хантов составляют вертикальные боковые линии, орнаментированные по всей длине, а не только в нижней части.
Основным декоративным средством для северохантыйских шуб служит орнаментация. Именно орнаменты наполняют собой декоративную композицию на изделии, и только на
118
Куновате и в самых северных районах они порой заменяются полосами контрастного меха — одними или в сочетании с сукном. Узоры характеризуют прямоугольность, непрерывность орнаментальной линии и зеркальное равенство фона и узора. Их технической характеристикой является меховая мозаика. Конфигурация мотивов, степень их сложности, соотношение с окаймляющими суконно-меховыми полосками, формы использования суконного канта в узорах — все это уже выходит за рамки традиционной регламентации и составляет творческий багаж мастериц. Составные этого багажа различны на уровне групп, что также определяет специфику женских шуб. Сверхсложные по форме узоры выделяют изделия сынских и приуральских рукодельниц, куноватских и пословских отличает сдержанность цветовой гаммы орнамента, так как здесь минимально используется сукно, а войкарские и сынские рукодельницы создают из орнаментальной ленты радужную полосу, поскольку каждый мотив имеет свой цвет окантовочно-го сукна. Подобные примеры разнообразия северохантыйских женских шуб, обусловленные различной трактовкой общих декоративных правил, содержатся в описании материала и явствуют из таблиц в приложении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *