Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Другим видом женской распашной одежды, широко представленным у северных хантов и обладающим красочной декоративной отделкой, является сах из сукна. Элементы его декоративной отделки обнаруживают много общего с меховой шубой: детали кроя, общая художественная композиция, существенная роль орнамента в отделке. Соотносимы даже локальные вариации: у приуральских хантов, например, шубы отличаются большими размерами и в этом же районе длиннее сах из сукна. Различия в материале между двумя указанными видами одежды определяют несхожесть их цветового звучания. Сукно предоставляет широкие возможности для цветовых вариаций, особенно с учетом тональной контрастности пришивной полосы. Ведущим техническим приемом орнаментации на суконных саках является аппликация, и узор часто предстает в виде ряда из зубчиков. Широко используются простые аппликативные полосы, причем заметно их предпочтение в более ранних изделиях. Активное внедрение в отделку орнаментальных лент, нанизанных из бисера (Войкары, По-
119
дуй), усложнение мотивов аппликации из хлопчатобумажной ткани в подражание меховой мозаике (Куноват), развитие орнаментальной композиции с добавлением в нее линий плечевого шва (Войкары) — все это служит отражением локальной специфики и существенно разнообразит облик северохантыйских суконных сахов.
Праздничные халаты из хлопчатобумажных тканей распространены не у всех рассматриваемых групп. Они отмечены у куноватской и пословской групп — непосредственных соседей среднеобских (березовских и казымских) хантов, для которых характерны такие халаты. Общие правила декоративного построения предполагают единую структуру вещи, задаваемую кроем: стан из широкого полотнища; полки; короткие, суживающиеся к концам рукава; боковые клинья, расширяющие нижнюю часть изделия. Обязательной художественной чертой является подчеркивание линий подола и обеих полок, как по краю, так и со стороны бокового шва, соединяющего их с наспинным полотнищем. Композиционно декоративный максимум приходится на нижнюю часть подола. Аппликация из ткани служит главным техническим показателем декора, а дополнительным — расшивание бисером. Отделка включает в себя как простые полосы, так и узорные, причем наблюдается их декоративное равноправие. В украшении подола господствуют полосы, здесь число их доходит до 30, а вертикальные композиционные линии, соотносимые с полками, часто оформляются узорной аппликацией со сложными мотивами. Разночтения в декоративной отделке халатов касаются главным образом цветового решения и сложности орнаментальных мотивов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *