Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Северохантыйское платье демонстрирует различия в крое и декоративном подходе. Наиболее распространенным является туникообразное платье с отложным воротником, длинной кокеткой и крупными складками на спине. Данный вариант платья связан с минимальной отделкой — 3-5 аппликатив-ных полос чуть выше колен и полоса, расшитая бисером, на подоле. Платье с оборкой отличает гораздо более развитая композиционная схема, включающая в себя все линии конструктивных швов. В декоре платьев обоих вариантов господствуют простые полосы, неизменен и их технический показа-120
тель — аппликативная полоса, контрастная по цвету самому изделию. В данном виде женской одежды заметны и существенные межгрупповые различия как в области кроя, так и декоративной отделки. С учетом обоих показателей выделяются пит-лярская и полуйская группы, а декоративная специфика сынских и куноватских платьев заключается в цветовом различии кокетки и рукавов, которые кроятся из ткани другой расцветки. В сознании самих мастериц отражено, что этот прием на Куноват пришел с Сыни. Таким образом, у северных хантов довольно размыты конструктивные принципы в области изготовления и отделки платьев.
Из всех рассмотренных предметов самым насыщенным декором обладают женские сумки из меха. Особенно тщательно украшается лицевая часть изделия. Здесь вся поверхность заполнена всевозможными украшениями и ведущим среди них является меховой мозаичный орнамент. Для северохантыйских сумок тучан характерна композиционная двойственность. У шурышкарской группы ведущей является схема расположения узоров, при которой особую роль играет центральная часть передней стенки, а прочие композиционные линии лишь подчеркивают ее ведущее положение, то есть налицо центрическая композиция. Наиболее ярко ее иллюстрируют образцы, где вся стенка отводится под один мотив, выступающий в роли розетки. Наличие окаймляющих мотивов в боковой части сумки или на самой передней стенке разнообразит композицию: узоры располагаются в верхней части, по бокам или П-образ-но. У пословских хантов наблюдается оригинальное оформление центральной части — в виде узорных ярусов с горизонтальным ритмом. В остальных регионах вариации северохантыйской традиции декоративной отделки тучаца менее существенны и заключаются в пришивании к дну ровдужных тесемок; в различной плотности декоративной завесы, идущей вдоль устья сумки, и разнообразии материалов, составляющих ее (ровдужная бахрома, бусы, металлические подвески); в характере использования сукна при отделке; сложности мозаичных орнаментов и т.п.
Иная орнаментальная композиция имеет место на изделиях приуральских мастериц. Здесь отсутствует узор с ярко выраженным центрообразующим началом, все орнаменты декоративно равноправны и лишь их ритмичность позволяет выделить горизонтальный бордюр в верхней части и три вертикальных в нижней. Обязательным правилом считается разграничение узоров контрастными полосками меха и наличие орнамента в боковой части,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *