Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

К числу орнаментированных предметов у нижнеобских хантов относятся покрывала — бытовые (для нарт) и священные, жертвенные. На Сыне, Войкаре и Соби изготовляются орнаментированные подушки. Предметы сшиваются из нескольких блоков. Блок представляет собой квадрат из сукна с мозаичным или аппликативным узором в виде розетки, охватывающей весь квадрат. Яркие, контрастные формы сукна, четкость орнаментальной линии, масштабность изображения придают большую выразительность подобным изделиям. В роли узоров выступают одиночные мотивы, характерные для меховой мозаики. На Сыне наряду с ними встречаются изображения “всадника на лошади”, а у войкарской группы — стилизованные формы, аналогичные казымским.
Рассмотрев декоративные традиции нижнеобских хантов применительно к конкретным изделиям, попытаемся выявить общеисторические тенденции, создавшие устойчивые традиции, а также направление развития этих традиций за исследуемый период.
Первая из общих черт состоит в том, что своего наивысшего развития прикладное искусство северных хантов достигает на меховых изделиях, принадлежащих женщине. Это — одежда и утварь. В женской одежде именно шубы сочетают в себе устойчивость декоративной традиции с многообразием форм ее воплощения. С шубы декоративные стереотипы перешли на иные виды одежды, например на суконный сах, где и получили дальнейшее развитие. Основополагающая роль декора на шубе в прикладном творчестве северных хантов и тесная связь его композиции с особенностями кроя не позволяют присое-
123
диниться к мнению Л. В. Хомич (1966) о заимствовании данного вида одежды хантами у ненцев. Наши материалы по декоративному искусству согласуются с точкой зрения Е. Г. Федоровой (1978) и Н. В. Лукиной (1985) о том, что в формировании меховой шубы приняли участие предки хантов и манси.
Из предметов меховой женской утвари наибольшей декоративной цельностью выделяется сумка для рукоделия тучан. Ее центрическая композиция хорошо знакома мастерицам, и на этой основе создается орнаментальное разнообразие. Эта же композиция проявляется и на мешках для обуви. На современных северохантыйских изделиях их декоративная структура наполнена мотивами геометрических орнаментов, однако ее особенности раскрываются при обращении к более ранним предметам и соседним регионам. У северных хантов и манси на рубеже XIX-XX ее., а у восточных хантов и во второй половине XX в бытовала сумка для рукоделия со стилизованным изображением (медведя-бобра) на его стенках (Vahter Т., 1953. АЬ, 159; Лукина Н В, 1979. Рис. 168). Со временем это изображение заменили мотивы геометрического орнамента, но его следы сохранились в композиционных особенностях рисунка.

Детальное описание отделка офисов компания тут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *