Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Декор "ненецкой сумки" — ёрн-хир демонстрирует обратную картину. Проникновение орнамента в ее отделку произошло сравнительно недавно, заменив шахматные квадратики меха, поэтому мастерицы не решаются посягать на композицию, сосредоточив свое мастерство на сложности орнамента. Очевидно, сама сумка и ее декоративная композиция проникли в северохантыйскую среду в результате контактов с ненцами, что и отражено в названии, а ее отделка орнаментом стала хантыйской обработкой воспринятого.
Вторая общая устойчивая черта декоративного творчества северных хантов заключается в том. что главным средством придания вещи художественного вида является орнаментация. Присутствие узоров на предмете придает им завершенность и зрелищность. Орнамент несет на себе основную декоративную нагрузку, а все прочие средства * контрастные полосы, кант, бахрома, подвески — лишь дополняют и раскрывают его. Эта черта хорошо проявляется на фоне иных декоративных традиций, выработанных соседями северных хантов — ненцами. 124
Искусствоведы и этнологи подчеркивают особую роль в их творчестве искусства подбора материалов, их фактуры, цвета [Рафаенко В. Я., 1983; Рындина О. М., 1995]. Ведущая роль орнамента в творчестве осознается и самими хантыйскими мастерицами. Этим объясняется тот факт, что в районе наиболее активных контактов с ненцами, в Приуральском, бытуют орнаменты наиболее сложной формы. Перенимая у соседей иные формы отделки, хантыйские мастерицы вместе с тем подчеркивают и свое традиционное, национальное, предельно насыщая узор. В результате их творчества “ненецкие сумки” украшаются орнаментами, они вводятся и в отделку сумок для рукоделия тучан, ненецкого образца. Иные способы их художественной отделки, традиционные для ненцев, отмечал в начале XX в. А. В. Журавский (1911).
Третья общая черта касается самих узоров. Их формы, характерные для северных хантов, тесно связаны с меховой мозаикой. Непрерывность орнаментальной линии, ее излом под прямым углом, синонимия и узор — все эти черты, отмеченные в литературе под знаком обско-угорской специфики, объяснимы при обращении лишь к указанной технологии. О ведущей роли меховой мозаики в формировании северохантыйских узоров свидетельствует то, что ее формы наполняют собой иные материалы и технологии: нанизывание узорных лент из бисера, аппликация из ткани, выскабливание на бересте. Сила воздействия правил построения мозаичных орнаментов велика, и даже отступления от них продиктованы этими правилами. Так, введение канта в линию узора, то есть между темной и светлой частями орнамента, округляет ее излом. В результате этого обско-собские орнаменты приобретают некоторую криволи-нейность. Обско-полуйские мастерицы, чтобы сохранить прямолинейность, меняют угол излома узорной линии, немного отступая от прямоугольности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *