Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

Четвертая устойчивая черта раскрывает соотношение орнаментального убранства с особенностями строения самой вещи. Северохантыйский орнамент выявляет лишь наиболее существенные особенности в структуре предмета, детальное воспроизведение конструктивных характеристик ему не свойственно. Чтобы понять характер орнаментальной композиции, нужно знать основу построения самой вещи, но именно осно-
125
ву, а не детали. Так, на женских меховых шубах орнаментальные полосы подчеркивают две наиболее существенные ее части — стан и широкую пришивную полосу, а многие конструктивные швы остаются без декоративного внимания. На женских сумках тучан, орнамент выявляет их округлую форму, принимая вид розетки или производной от нее центрическое композиции.
Как отмечалось выше, декоративная архитектоника задает лишь общие принципы оформления вещи. Их воплощение в конкретные формы во многом зависит от индивидуального вкуса рукодельницы и от той среды, в которой ей приходится творить. На основе имеющихся в нашем распоряжении материалов можно выделить несколько факторов, определяющих специфику декоративного творчества на уровне локальных групп и влияющих на изменение традиции.
Во-первых, взаимоотношения с соседними народами и восприятие их культурных достижений в области декоративного творчества. Приуральские ханты находятся в состоянии постоянных и тесных контактов с коми-зырянами и ненцами. От первых к ним перешли такие культурные элементы, как, например, особый покрой платья (отрезное по талии с большим отложным воротником) и его отделка оборкой и кружевом. Взаимодействие с ненецкой культурой также дополнило арсенал декоративных средств у северных хантов: свисающие кусочки меха и ткани на мужской меховой одежде, отличный от центрического принцип компоновки узоров на женских сумочках и др. Шурышкарские ханты ближе всего примыкают к ка-зымским хантам и северным манси. В результате у указанной группы много общих черт в оформлении женской одежды праздничных халатов из хлопчатобумажной ткани и платьев. Общность с северными манси проявляется в наличии и в художественном оформлении комплекса сакральных вещей, прежде всего жертвенных покрывал.
Во-вторых, на формировании групповой специфики в области декоративного творчества сказывается общий природный фон обитания. Как хорошо известно, народное искусство всегда прекрасно вписано в общую среду бытования человека, а художественная отделка вещи традиционными способами находится в гармонии с природно-климатической сферой
126

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *