Орнаменты и культура хантов

Раздел: Книги

бытования этой вещи. Применительно к нашему материалу это объясняет большую насыщенность цветом и яркость декоративной отделки на севере рассматриваемой территории. Ясные, чистые и сочные краски Полярного Урала порождают ответную реакцию его обитателей, а формой ее выражения становится широкое внедрение в меховую отделку разноцветного сукна, что резко усиливает цветовой эффект изделий. И наоборот, сдержанность и суровость природы таежного края выражаются в подчеркивании цветовых оттенков естественных материалов. Даже внедрение сукна здесь не приглушает, а делает более отчетливыми меховые узоры.
В-третьих, групповые различия в отделке предметов продиктованы и особенностями хозяйственного уклада. Так, в Приуральском районе, где за счет оленеводства всегда имеется в достаточном количестве олений мех, его декоративные позиции начинают понемногу вытесняться иными орнаментальными материалами. Это проявляется в оформлении узоров, окаймляющих ведущий мотив. Он традиционно выполняется в виде меховой мозаики. Окаймлением служит полоса меха с напускными суконными зубчиками на ней — вощартоп. У приуральских хантов зубчики сукна полностью поглощают собой меховую полосу, а их разноцветная палитра контрастирует со сдержанной гаммой основного мехового орнамента.
В Шурышкарском районе оленеводство развито в меньшей степени, поэтому здесь ощущается дефицит мехового сырья. Это повышает ценность меха как декоративного материала, поэтому его присутствие в отделке всегда подчеркивается. Вощартоп здесь оформляется иначе: суконные зубчики едва скрывают меховую полосу, дополняя ее, и они значительно удалены от ведущего мотива. Перед нами наглядный пример того, как микродеталь отделки способна отражать общий декоративной настрой и служить четким показателем, разграничивающим творчество различных групп этноса.
На современном этапе развития орнаментального искусства нижнеобских хантов в нем наглядно проявляются многие аспекты соотношения традиционного и нового. В поселках с хантыйским населением, перешедшим на новый образ жизни, нередко можно видеть приехавших сюда оленеводов в старинной одежде (ил. 36). Традиционные изделия и их современные
127
модификации становятся музейными и выставочными экспонатами (ил. 37-44). Некоторые вещи выступают» новой функции, например покрывало для оленьей нарты служит накидкой на диван (ил. 45). Традиционные бытовые предметы используются в качестве сценических атрибутов в театрализованных представлениях, организуемых в поселках и городах национальной интеллигенцией (ил. 46).
Наблюдения автора за живым процессом развития декоративного искусства северных хантов в последней четверти XX в. позволяют выявить определенные тенденции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *